@ARTICLE{26543120_132233481_2014, author = {В. Е. Гимпельсон and Г. А. Монусова}, keywords = {, восприятие неравенства, социальная мобильность, межстрановые сопоставленияперераспределение}, title = {Восприятие неравенства и социальная мобильность}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2014}, volume = {18}, number = {2}, pages = {216-248}, url = {https://ej.hse.ru/2014-18-2/132233481.html}, publisher = {}, abstract = {В данной статье мы анализируем отношение населения к неравенству на материале нескольких межстрановых исследований. Представления о масштабе неравенства и его допустимости сильно варьируют как внутри стран, так и между странами. Мы пытаемся связать эту вариацию с тем, как люди оценивают существующие в обществе возможности и доступные им каналы вертикального социального продвижения. Вопрос, на который мы ищем ответ, звучит так: связано ли восприятие различий в благосостоянии (т.е. отношение к неравенству) с реализацией тех возможностей восходящей мобильности, которые имеются в распоряжении индивидов? Другими слова­ми, является ли социально-мобильное общество более толерантным к данному уровню дифференциации, чем малоподвижное (и, возможно, сегментированное)? Интуитивно это кажется очевидным, но эмпирические свидетельства пока недостаточны.Наша ключевая гипотеза выглядит следующим образом: терпимость к неравенству положительно зависит от предыдущего опыта вертикальной социальной мобильности, включающего ее масштаб и оценку легитимности/справедливости наиболее распространенных механизмов повышения статуса. В литературе это называется «туннельным эффектом», в соответствии с формулировкой А. Хиршмана, который использовал образ «застрявших в туннеле» и ожидающих обнадеживающих сигналов о начале движения.Возможный вклад в имеющуюся литературу связан с тем, что мы анализируем туннельный эффект на разных массивах данных, охватывающих разные страны и использующих разные определения и показатели социальной мобильности. Результаты оказываются устойчивыми к разным спецификациям в регрессионных моделях упорядоченного выбора.}, annote = {В данной статье мы анализируем отношение населения к неравенству на материале нескольких межстрановых исследований. Представления о масштабе неравенства и его допустимости сильно варьируют как внутри стран, так и между странами. Мы пытаемся связать эту вариацию с тем, как люди оценивают существующие в обществе возможности и доступные им каналы вертикального социального продвижения. Вопрос, на который мы ищем ответ, звучит так: связано ли восприятие различий в благосостоянии (т.е. отношение к неравенству) с реализацией тех возможностей восходящей мобильности, которые имеются в распоряжении индивидов? Другими слова­ми, является ли социально-мобильное общество более толерантным к данному уровню дифференциации, чем малоподвижное (и, возможно, сегментированное)? Интуитивно это кажется очевидным, но эмпирические свидетельства пока недостаточны.Наша ключевая гипотеза выглядит следующим образом: терпимость к неравенству положительно зависит от предыдущего опыта вертикальной социальной мобильности, включающего ее масштаб и оценку легитимности/справедливости наиболее распространенных механизмов повышения статуса. В литературе это называется «туннельным эффектом», в соответствии с формулировкой А. Хиршмана, который использовал образ «застрявших в туннеле» и ожидающих обнадеживающих сигналов о начале движения.Возможный вклад в имеющуюся литературу связан с тем, что мы анализируем туннельный эффект на разных массивах данных, охватывающих разные страны и использующих разные определения и показатели социальной мобильности. Результаты оказываются устойчивыми к разным спецификациям в регрессионных моделях упорядоченного выбора.} }