@ARTICLE{26543120_132238235_2014, author = {А. А. Гладышева and Т. А. Ратникова}, keywords = {, прямые иностранные инвестиции, Россия, предприятия пищевой промышленности, иерархическая модель бинарного выбора, пространственные лаги, фактор агломерации, рыночный потенциал регионовтранспортная инфраструктура}, title = {Роль неоднородности и взаимного влияния регионов России в распределении прямых иностранных инвестиций в пищевую отрасль}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2014}, volume = {18}, number = {2}, pages = {285-327}, url = {https://ej.hse.ru/2014-18-2/132238235.html}, publisher = {}, abstract = {Особенность пищевой промышленности состоит в том, что в ней производятся товары, имеющие важнейшее жизненное значение. Поэтому в последние годы при усилении процессов глобализации актуальным становится вопрос об обеспечении продовольственной безопасности, в особенности при привлечении иностранного капитала в эту отрасль. В статье исследуются два механизма распространения прямых иностранных инвестиций в пред­приятия пищевой отрасли России (иерархическая и волновая диффузия), а также предлагается эконометрический инструмент для такого рода анализа. Для этого рассматриваются региональные детерминанты процессов диффузии: набор характеристик регионов, в которых расположены предприятия пищевой промышленности и их пространственные лаги (такие как рыночный потенциал регионов и фактор агломерации). По выборке предприятий, построенной на основании базы данных RUSLANA, оцениваются иерархические модели бинарного выбора, чтобы протестировать влияние этих характеристик на вероятность притока ПИИ в предприятие региона (вероятность того, что доля иностранного капитала в компании будет более 10%). Таким образом, исследуются типы мотивации инвесторов, связанные с теми или иными тестируемыми пространственными переменными. Делается вывод о том, что иерархическая диффузия иностранных инвесторов мотивируется поиском доступа к недостаточно освоенным сегментам локальных рынков и путей повышения эффективности за счет оптимизации транспортировки продукции и использования благоприятной инвестиционной среды. Ориентации на местные сырьевые ресурсы и инновационные идеи на этом уровне не выявлено. С волновой диффузией, т.е. с освоением инвесторами новых регионов, ассоциируется более широкий спектр мотивов, который помимо уже вышеназванных включает поиск сырьевых ресурсов и инновационных идей. Последовательное усложнение модели за счет учета иерархической структуры данных, позволяющее принять во внимание региональную неоднородность, дает возможность не только уточнить оценки влияния исследуемых факторов и убедиться в их стабильности, но и выделить отдельные регионы, где влияние факторов нестандартно или особенно ощутимо. Фактором, наиболее существенно влияющим на выбор инвесторов, оказывается развитость транспортной инфраструктуры самого региона и его окружения.}, annote = {Особенность пищевой промышленности состоит в том, что в ней производятся товары, имеющие важнейшее жизненное значение. Поэтому в последние годы при усилении процессов глобализации актуальным становится вопрос об обеспечении продовольственной безопасности, в особенности при привлечении иностранного капитала в эту отрасль. В статье исследуются два механизма распространения прямых иностранных инвестиций в пред­приятия пищевой отрасли России (иерархическая и волновая диффузия), а также предлагается эконометрический инструмент для такого рода анализа. Для этого рассматриваются региональные детерминанты процессов диффузии: набор характеристик регионов, в которых расположены предприятия пищевой промышленности и их пространственные лаги (такие как рыночный потенциал регионов и фактор агломерации). По выборке предприятий, построенной на основании базы данных RUSLANA, оцениваются иерархические модели бинарного выбора, чтобы протестировать влияние этих характеристик на вероятность притока ПИИ в предприятие региона (вероятность того, что доля иностранного капитала в компании будет более 10%). Таким образом, исследуются типы мотивации инвесторов, связанные с теми или иными тестируемыми пространственными переменными. Делается вывод о том, что иерархическая диффузия иностранных инвесторов мотивируется поиском доступа к недостаточно освоенным сегментам локальных рынков и путей повышения эффективности за счет оптимизации транспортировки продукции и использования благоприятной инвестиционной среды. Ориентации на местные сырьевые ресурсы и инновационные идеи на этом уровне не выявлено. С волновой диффузией, т.е. с освоением инвесторами новых регионов, ассоциируется более широкий спектр мотивов, который помимо уже вышеназванных включает поиск сырьевых ресурсов и инновационных идей. Последовательное усложнение модели за счет учета иерархической структуры данных, позволяющее принять во внимание региональную неоднородность, дает возможность не только уточнить оценки влияния исследуемых факторов и убедиться в их стабильности, но и выделить отдельные регионы, где влияние факторов нестандартно или особенно ощутимо. Фактором, наиболее существенно влияющим на выбор инвесторов, оказывается развитость транспортной инфраструктуры самого региона и его окружения.} }