@ARTICLE{26543120_165542348_2015, author = {Г. И. Идрисов and Ю. О. Литвинова}, keywords = {, ценовая дискриминация, пространственная конкуренция, ценовая конкуренциярозничный рынок бензина}, title = {Основные факторы цен на розничном рынке бензина: эмпирическое исследование для Санкт-Петербурга}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2015}, volume = {19}, number = {3}, pages = {423-456}, url = {https://ej.hse.ru/2015-19-3/165542348.html}, publisher = {}, abstract = {В статье рассмотрено функционирование розничного рынка бензина в Санкт-Петербурге в 2002-2013 гг. Проведен теоретический и эмпирический анализ влияния дифференциации АЗС в пространстве качественных и гео­графических характеристик на уровень розничных цен бензина. Исследование проводится на уникальной базе данных розничных цен на бензин в привязке к конкретной АЗС. Основным результатом статьи является вывод о крайне слабом влиянии географических факторов расположения АЗС (количество конкурентов в заданном радиусе, расстояние до ближайшего конкурента, расположение по направлению движения в город или из города, плотность населения в районе расположения АЗС) на розничную цену, изменчивость которой во времени в большей степени объясняется ценой на нефть, а изменчивость от одной заправки к другой - брендом АЗС, что может как свидетельствовать о существенном различии в уровнях издержек, так и являться отражением уровня качества топлива, а также набором дополнительных услуг и сервисов, которые предлагаются автомобилистам. При этом влияние некоторых характеристик (наличие кафе, магазина, мойки) на различия цен между заправками в пространстве сохраняется и при контроле за тем, к какому сетевому бренду принадлежит АЗС. Более того, факт наличия пространственной изменчивости цены, обусловленной принадлежностью к сетевому бренду, как представляется, не может быть однозначно проинтерпретирован в пользу отсутствия сговора между игроками на рынке. Дополнительным эконометрическим результатом работы являются численные оценки влияния изменений цены на нефть на розничные цены бензина на уровне отдельных сетевых брендов.}, annote = {В статье рассмотрено функционирование розничного рынка бензина в Санкт-Петербурге в 2002-2013 гг. Проведен теоретический и эмпирический анализ влияния дифференциации АЗС в пространстве качественных и гео­графических характеристик на уровень розничных цен бензина. Исследование проводится на уникальной базе данных розничных цен на бензин в привязке к конкретной АЗС. Основным результатом статьи является вывод о крайне слабом влиянии географических факторов расположения АЗС (количество конкурентов в заданном радиусе, расстояние до ближайшего конкурента, расположение по направлению движения в город или из города, плотность населения в районе расположения АЗС) на розничную цену, изменчивость которой во времени в большей степени объясняется ценой на нефть, а изменчивость от одной заправки к другой - брендом АЗС, что может как свидетельствовать о существенном различии в уровнях издержек, так и являться отражением уровня качества топлива, а также набором дополнительных услуг и сервисов, которые предлагаются автомобилистам. При этом влияние некоторых характеристик (наличие кафе, магазина, мойки) на различия цен между заправками в пространстве сохраняется и при контроле за тем, к какому сетевому бренду принадлежит АЗС. Более того, факт наличия пространственной изменчивости цены, обусловленной принадлежностью к сетевому бренду, как представляется, не может быть однозначно проинтерпретирован в пользу отсутствия сговора между игроками на рынке. Дополнительным эконометрическим результатом работы являются численные оценки влияния изменений цены на нефть на розничные цены бензина на уровне отдельных сетевых брендов.} }