@ARTICLE{26543120_195207091_2016, author = {С. Б. Авдашева and Д. В. Корнеева}, keywords = {, конкурентная политика, экспортоориентированный рынок, метод анализа событийметод разности разностей}, title = {Конкурентная политика на экспортоориентированных рынках: действительно ли компенсирующие меры эффективны?}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2016}, volume = {20}, number = {3}, pages = {442-470}, url = {https://ej.hse.ru/2016-20-3/195207091.html}, publisher = {}, abstract = {В отличие от органов конкурентной политики развитых стран, российский антимонопольный орган часто устанавливает крупным экспортерам сырья потолок цен для продаж на внутреннем рынке. Предписания о максимальном уровне цен выдаются как условие разрешения сделок слияний, или в рамках постановления о нарушении антимонопольного законодательства. До сих пор такие предписания трактовались почти исключительно как результат стремления ФАС России расширить свое влияние на экономику и как признак усиления роли государства в регулировании рынков, не имеющий положительных эффектов.Наше исследование предлагает альтернативное объяснение. Крупные экспортеры сырья, обладающие или приобретающие в результате слияний или мер государственной поддержки рыночную власть на внутреннем рынке, практикуют ценовую дискриминацию третьей степени. Цены для отечественных покупателей выше, чем для зарубежных, что снижает благосостояние в национальных границах. Предписание о ценах - один из альтернативных способов предотвратить ценовую дискриминацию, наряду с либерализацией импорта и наказанием за монопольно высокие цены.В работе проанализировано влияние на рынки продукции российской металлургии как мер, усиливающих рыночную власть, так и альтернативных компенсирующих мер, применяемых ФАС России. Применялись два метода - финансовый анализ событий (financial event studies) и метод разности разностей для динамики цен (difference-in-differences). Показано, что ни одна из раз­новидностей компенсирующих мер - в том числе предписания о ценах, анти­монопольные расследования, снижение импортных тарифов, предписания покупателю о совершенствовании процедур закупки - не обнаруживает преимущества перед другими. С достаточной уверенностью можно лишь утверж­дать, что отсутствие компенсирующих мер сопровождалось бы более высоки­ми ценами на внутреннем рынке, вплоть до нескольких десятков процентов.}, annote = {В отличие от органов конкурентной политики развитых стран, российский антимонопольный орган часто устанавливает крупным экспортерам сырья потолок цен для продаж на внутреннем рынке. Предписания о максимальном уровне цен выдаются как условие разрешения сделок слияний, или в рамках постановления о нарушении антимонопольного законодательства. До сих пор такие предписания трактовались почти исключительно как результат стремления ФАС России расширить свое влияние на экономику и как признак усиления роли государства в регулировании рынков, не имеющий положительных эффектов.Наше исследование предлагает альтернативное объяснение. Крупные экспортеры сырья, обладающие или приобретающие в результате слияний или мер государственной поддержки рыночную власть на внутреннем рынке, практикуют ценовую дискриминацию третьей степени. Цены для отечественных покупателей выше, чем для зарубежных, что снижает благосостояние в национальных границах. Предписание о ценах - один из альтернативных способов предотвратить ценовую дискриминацию, наряду с либерализацией импорта и наказанием за монопольно высокие цены.В работе проанализировано влияние на рынки продукции российской металлургии как мер, усиливающих рыночную власть, так и альтернативных компенсирующих мер, применяемых ФАС России. Применялись два метода - финансовый анализ событий (financial event studies) и метод разности разностей для динамики цен (difference-in-differences). Показано, что ни одна из раз­новидностей компенсирующих мер - в том числе предписания о ценах, анти­монопольные расследования, снижение импортных тарифов, предписания покупателю о совершенствовании процедур закупки - не обнаруживает преимущества перед другими. С достаточной уверенностью можно лишь утверж­дать, что отсутствие компенсирующих мер сопровождалось бы более высоки­ми ценами на внутреннем рынке, вплоть до нескольких десятков процентов.} }