@ARTICLE{26543120_204562910_2017, author = {М. Мамедли}, keywords = {, перекрывающиеся поколения, оптимальная фискальная политика, пенсионный возрастнесбалансированная пенсионная система}, title = {Фискальная политика в условиях несбалансированной пенсионной системы}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2017}, volume = {21}, number = {1}, pages = {114-144}, url = {https://ej.hse.ru/2017-21-1/204562910.html}, publisher = {}, abstract = {Старение населения и несбалансированность государственных финансов вынуждает правительство проводить реформы для обеспечения устойчивости пенсионной системы. Необходимость проведения пенсионных реформ вызвана тем, что правительство ограничено в возможности покрывать дефициты пенсионного фонда за счет средств государственного бюджета. В работе предлагается модификация модели перекрывающихся поколений, предложенной в статье [Bettendorf, Heijdra, 2006]. Модель была расширена для учета несбалансированной распределительной пенсионной системы и эндогенной ставки процента, играющей важную роль при расчете пенсион­ных расходов. В работе рассматривается зависимость оптимальной комбинации инструментов фискальной политики от пенсионного возраста, продолжительности жизни, производительности труда и проводится сравнение общественного благосостояния при оптимальном выборе инструментов для случаев сбалансированной и несбалансированной пенсионной системы. Ана­лиз общественного благосостояния показывает, что финансирование де­фи­цита пенсионного фонда за счет подоходного налога является частью оптимальной политики. Также показано, что в случае, когда дефицит пенсионного фонда покрывается за счет средств государственного бюджета, подоходный налог и социальные отчисления являются совершенными субститутами при рассмотрении внутреннего решения. Так, в случае сбалансированной пенсионной системы оптимальные социальные отчисления положительны и направляются на финансирование пенсионных расходов, в то время как оптимальная ставка налога не меняется с увеличением темпа роста населения. В то же время в случае несбалансированной пенсионной системы максимизация общественного благосостояния дает угловое решение, характеризующееся нулевыми социальными отчислениями и положительной ставкой подоходного налога, которая зависит от темпа роста населения, а также пенсионного возраста и производительности труда. При этом несбалансированная пенсионная система при оптимальном выборе социального налога и социальных отчислений позволяет достичь более высокого общественного благосостояния за счет более высокой капиталовооруженности труда, приводя и к более низкому уровню государственного долга в равновесии.}, annote = {Старение населения и несбалансированность государственных финансов вынуждает правительство проводить реформы для обеспечения устойчивости пенсионной системы. Необходимость проведения пенсионных реформ вызвана тем, что правительство ограничено в возможности покрывать дефициты пенсионного фонда за счет средств государственного бюджета. В работе предлагается модификация модели перекрывающихся поколений, предложенной в статье [Bettendorf, Heijdra, 2006]. Модель была расширена для учета несбалансированной распределительной пенсионной системы и эндогенной ставки процента, играющей важную роль при расчете пенсион­ных расходов. В работе рассматривается зависимость оптимальной комбинации инструментов фискальной политики от пенсионного возраста, продолжительности жизни, производительности труда и проводится сравнение общественного благосостояния при оптимальном выборе инструментов для случаев сбалансированной и несбалансированной пенсионной системы. Ана­лиз общественного благосостояния показывает, что финансирование де­фи­цита пенсионного фонда за счет подоходного налога является частью оптимальной политики. Также показано, что в случае, когда дефицит пенсионного фонда покрывается за счет средств государственного бюджета, подоходный налог и социальные отчисления являются совершенными субститутами при рассмотрении внутреннего решения. Так, в случае сбалансированной пенсионной системы оптимальные социальные отчисления положительны и направляются на финансирование пенсионных расходов, в то время как оптимальная ставка налога не меняется с увеличением темпа роста населения. В то же время в случае несбалансированной пенсионной системы максимизация общественного благосостояния дает угловое решение, характеризующееся нулевыми социальными отчислениями и положительной ставкой подоходного налога, которая зависит от темпа роста населения, а также пенсионного возраста и производительности труда. При этом несбалансированная пенсионная система при оптимальном выборе социального налога и социальных отчислений позволяет достичь более высокого общественного благосостояния за счет более высокой капиталовооруженности труда, приводя и к более низкому уровню государственного долга в равновесии.} }