TY - JOUR TI - Акционеры и менеджеры: конфликт интересов в российских корпорациях T2 - Экономический журнал ВШЭ IS - Экономический журнал ВШЭ KW - корпоративное управление KW - VBM KW - капитализация KW - оценка качества менеджмента KW - корпорации KW - агентские конфликты AB - В статье рассматривается проблема несогласованности интересов собственников и наемных менеджеров корпораций, выражающаяся в принятии менеджментом решений, способных ослабить бизнес-модель корпорации и нанести прямой ущерб ее финансовому состоянию. В качестве инструмента предотвращения агентских конфликтов предлагается новая методика оценки качества финансового менеджмента корпорации, в основе которой лежит системный подход к оценке финансово-хозяйственных результатов ее деятельности.Проведенный анализ западных моделей результативности финансового менеджмента показал, что в условиях экономики России исключительное использование EVA, TSR, SVA, CVA, MVA и других моделей, основывающихся на ограниченном наборе информации, не отражает эффективность финансового управления и оставляет возможность топ-менеджерам манипулировать указанными показателями. В связи с этим предлагается методика, позволяющая распознать слабые места бизнес-модели корпорации, вызванные неэффективным управлением, и минимизировать негативные последствия агентских конфликтов в дальнейшем. Методика подразумевает три этапа проведения оценки. На первом этапе происходит обособленный расчет показателей и достигается отражение всех значимых информационных сред. На втором этапе проводится качественная оценка показателей, позволяющая выявить сильные и слабые стороны корпорации с учетом ее отраслевой принадлежности. На третьем этапе осуществляется согласование результатов второго этапа в итоговые оценки качества финансового менеджмента.Главным отличием предлагаемой методики от распространенных моделей является системный подход к финансово-хозяйственной деятельности компании, позволяющий сформировать оценку, отражающую интересы собственников в полной мере, а использование трех информационных баз делает нецелесообразными попытки манипуляции отдельными показателями, что приводит к повышению эффективности менеджмента в долгосрочной перспективе.Методика апробирована на примере пяти крупных нефтегазовых компаний России. В рамках практического применения получены результаты, позволяющие рекомендовать ее к использованию как в рамках нефтегазовой отрасли, так и других отраслей, имеющих высокую долю присутствия публичных корпораций. AU - И. В. Шевченко AU - Е. С. Пучкина AU - Н. С. Толстов UR - https://ej.hse.ru/2019-23-1/252585422.html PY - 2019 SP - 118-142 VL - 23