@ARTICLE{26543120_316257515_2019, author = {С. Н. Алпысбаева and М. К. Кенжебулат and Г. Ж. Карашулаков}, keywords = {, государственный бюджет, налоговая нагрузка, кривая Лаффера, кривая производственной функциикривая фискальной функции}, title = {Потенциал повышения налоговой нагрузки при сокращении зоны фискальных противоречий (на материалах экономики Казахстана)}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2019}, volume = {23}, number = {3}, pages = {365-383}, url = {https://ej.hse.ru/2019-23-3/316257515.html}, publisher = {}, abstract = {Актуальность. В 2009 г. в Казахстане была проведена налоговая реформа и снижены ставки основных налогов. За прошедший период уровень расходов государственного бюджета снизился до 19% к ВВП. Необходимость обеспечения инклюзивности экономического роста объективно требует повышения налоговой нагрузки и усиления перераспределительной функции бюджета.Цель настоящего исследования - с учетом сокращения за 2010-2018 гг. ширины зоны фискальных противоречий дать количественную оценку пределов повышения налогового бремени на экономику Казахстана без негативного давления на экономический рост и фискальную функцию бюджета.Гипотеза. Следует ожидать, что расчеты, проведенные в статье с применением подходов теоретической модели кривой Лаффера и фискального анализа, позволят получить реальный коридор, в рамках которого будет возможно повышение налоговой нагрузки в экономике Казахстана.Методологической основой является установление взаимосвязи между налоговой нагрузкой, экономическим ростом и налоговыми поступлениями в бюджет, которые применяются в теоретической модели «Тax Laffer curve». Для построения производственной и фискальной точек кривой Лаффера для казахстанской экономики применены методы фискального анализа с использованием производственно-институциональных функций Балацкого Е.В., для расчета переменных - база данных Комитета по статистике Министерства на­циональной экономики РК.На основе проведенных расчетов определены точки максимума кривой производственной функции и кривой фискальной функции. Их сопоставление с фактической величиной налоговой нагрузки позволяет дать количественную оценку потенциала повышения налоговой нагрузки в Казахстане. Но выявленный тренд сокращения ширины зоны фискальных противоречий за 2010-2018 гг. объективно потребовал корректировки полученных результатов с учетом невысокой степени свобод для возможного манипулирования налоговыми ставками. Дополнительные расчеты с про­лонгацией естественного ограничителя фискальной нагрузки - точки Лаффера первого рода, показали, что в Казахстане возможно реальное поэтапное увеличение налоговой нагрузки на 4-5% от ВВП в течение 10 лет от уровня2018 г., без негативного эффекта на экономический рост и собираемость налогов.Результаты исследования могут быть использованы при реализации налоговой политики Казахстана.}, annote = {Актуальность. В 2009 г. в Казахстане была проведена налоговая реформа и снижены ставки основных налогов. За прошедший период уровень расходов государственного бюджета снизился до 19% к ВВП. Необходимость обеспечения инклюзивности экономического роста объективно требует повышения налоговой нагрузки и усиления перераспределительной функции бюджета.Цель настоящего исследования - с учетом сокращения за 2010-2018 гг. ширины зоны фискальных противоречий дать количественную оценку пределов повышения налогового бремени на экономику Казахстана без негативного давления на экономический рост и фискальную функцию бюджета.Гипотеза. Следует ожидать, что расчеты, проведенные в статье с применением подходов теоретической модели кривой Лаффера и фискального анализа, позволят получить реальный коридор, в рамках которого будет возможно повышение налоговой нагрузки в экономике Казахстана.Методологической основой является установление взаимосвязи между налоговой нагрузкой, экономическим ростом и налоговыми поступлениями в бюджет, которые применяются в теоретической модели «Тax Laffer curve». Для построения производственной и фискальной точек кривой Лаффера для казахстанской экономики применены методы фискального анализа с использованием производственно-институциональных функций Балацкого Е.В., для расчета переменных - база данных Комитета по статистике Министерства на­циональной экономики РК.На основе проведенных расчетов определены точки максимума кривой производственной функции и кривой фискальной функции. Их сопоставление с фактической величиной налоговой нагрузки позволяет дать количественную оценку потенциала повышения налоговой нагрузки в Казахстане. Но выявленный тренд сокращения ширины зоны фискальных противоречий за 2010-2018 гг. объективно потребовал корректировки полученных результатов с учетом невысокой степени свобод для возможного манипулирования налоговыми ставками. Дополнительные расчеты с про­лонгацией естественного ограничителя фискальной нагрузки - точки Лаффера первого рода, показали, что в Казахстане возможно реальное поэтапное увеличение налоговой нагрузки на 4-5% от ВВП в течение 10 лет от уровня2018 г., без негативного эффекта на экономический рост и собираемость налогов.Результаты исследования могут быть использованы при реализации налоговой политики Казахстана.} }