@ARTICLE{26543120_375455531_2020, author = {И. Е. Зяблицкий}, keywords = {, бюджетно-налоговая политика, фискальные мультипликаторы, национальные проекты, российская экономика, структурная векторная авторегрессия«содержательные» знаковые ограничения}, title = {Оценка фискальных мультипликаторов в российской экономике}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2020}, volume = {24}, number = {2}, pages = {268-294}, url = {https://ej.hse.ru/2020-24-2/375455531.html}, publisher = {}, abstract = {В работе на основе моделей структурной векторной авторегрессии, идентифицированных знаковыми и «содержательными» ограничениями, оценены мультипликаторы совокупных государственных доходов и расходов, а так­же их компонентов. «Содержательные» ограничения усилили процедуру иденти­­фикации, сузив множество моделей в соответствии с теоретическими представлениями о мультипликаторах. Были отобраны преимущественно те модели, что дают положительный отклик выпуска на госрасходы и отрицательный на госдоходы. Использование подобной методики слабо повлияло на медианный импульсный отклик, однако позволило избавиться от выбросов, порожденных случайным характером идентификации модели на основе знаковых ограничений, и более точно оценить интервал разброса импульсных откликов, повысив устойчивость оценок. В результате точечная оценка мультипликатора доходов оказалась ниже по абсолютной величине (-0,38), чем мультипликатора расходов (0,42), однако с учетом доверительных интервалов можно говорить о нейтральности бюджетно-налоговой политики. Аналогично точечная оценка мультипликатора нефтегазовых доходов по модулю больше, чем ненефтегазовых. Наибольшее влияние на ВВП в течение первого года в расходной части бюджета оказывают «экономические» расходы, наименьшее - «социальные». На горизонте пяти лет выпуск сильнее всего растет вследствие «военных» расходов бюджета. На основе оцененных мультипликаторов определен вклад национальных проектов в ВВП при экономических условиях, близких к условиям 2019 г. Он оказался положительным в 2019 г. (0,4%), а к 2024 г. реализация нацпроектов в соответствии с первоначальным планом добавит к ВВП 4,0% в сравнении с траекторией без нацпроектов. Таким образом, темп роста выпуска в 2019-2024 гг. увеличится в среднем на 0,67 п.п.}, annote = {В работе на основе моделей структурной векторной авторегрессии, идентифицированных знаковыми и «содержательными» ограничениями, оценены мультипликаторы совокупных государственных доходов и расходов, а так­же их компонентов. «Содержательные» ограничения усилили процедуру иденти­­фикации, сузив множество моделей в соответствии с теоретическими представлениями о мультипликаторах. Были отобраны преимущественно те модели, что дают положительный отклик выпуска на госрасходы и отрицательный на госдоходы. Использование подобной методики слабо повлияло на медианный импульсный отклик, однако позволило избавиться от выбросов, порожденных случайным характером идентификации модели на основе знаковых ограничений, и более точно оценить интервал разброса импульсных откликов, повысив устойчивость оценок. В результате точечная оценка мультипликатора доходов оказалась ниже по абсолютной величине (-0,38), чем мультипликатора расходов (0,42), однако с учетом доверительных интервалов можно говорить о нейтральности бюджетно-налоговой политики. Аналогично точечная оценка мультипликатора нефтегазовых доходов по модулю больше, чем ненефтегазовых. Наибольшее влияние на ВВП в течение первого года в расходной части бюджета оказывают «экономические» расходы, наименьшее - «социальные». На горизонте пяти лет выпуск сильнее всего растет вследствие «военных» расходов бюджета. На основе оцененных мультипликаторов определен вклад национальных проектов в ВВП при экономических условиях, близких к условиям 2019 г. Он оказался положительным в 2019 г. (0,4%), а к 2024 г. реализация нацпроектов в соответствии с первоначальным планом добавит к ВВП 4,0% в сравнении с траекторией без нацпроектов. Таким образом, темп роста выпуска в 2019-2024 гг. увеличится в среднем на 0,67 п.п.} }