@ARTICLE{26543120_530052114_2021, author = {А. С. Дмитриенко}, keywords = {, ценообразование в вузах, стратегии ценообразования, экономика высшего образования, рынок высшего образования, образовательная политикагосударственное управление образованием}, title = {Факторы ценообразования в российских государственных вузах}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2021}, volume = {25}, number = {3}, pages = {379-402}, url = {https://ej.hse.ru/2021-25-3/530052114.html}, publisher = {}, abstract = {В работе анализируются факторы, влияющие на стоимость обучения в российских государственных вузах. Цель работы - идентифицировать факто­ры ценообразования и измерить степень их влияния на цены платных мест обучения в бакалавриате и специалитете. Актуальность исследования обусловлена потребностью вузов в инструментарии для выработки эффективной ценовой политики с учетом имеющихся характеристик учебного заведения и внешней среды. Эмпирическую базу исследования формируют данные Мониторинга качества приема в вузы 2018 г., реализуемого НИУ ВШЭ, и Мониторинга эффективности вузов за 2018 г. Минобрнауки России. С использованием модели множественной логлинейной регрессии проанализированы более пяти тысяч наблюдений в разрезе реализуемых направлений подготовки. Ключевыми ограничениями исследования являются специфика массива данных, который не включает в себя информацию о негосударственных вузах и их филиалах, а также достаточно большой разброс качественных показателей вузов внутри укрупненных групп, обусловленный неоднородностью российского образовательного пространства. Результаты регрессионного анализа показали, что стоимость обучения в российских государственных вузах преимущественно зависит от факторов внешней среды, на которые вузы не в состоянии оказывать влияние. В частности, проявляется воздействие социально-экономического положения региона, уровня конкуренции на локальном рынке, а также объемов государственного финансирования. Отмечаются весьма ограниченные возможности вузов корректировать стратегии ценообразования. Выделяются две фундаментальные причины, обуславливающие повышенное влияние факторов среды: дефицит платежеспособного спроса на платные образовательные услуги со стороны населения и наличие двух мощных центров притяжения на фоне общей неоднородности российского образовательного пространства - Москвы и Санкт-Петербурга.}, annote = {В работе анализируются факторы, влияющие на стоимость обучения в российских государственных вузах. Цель работы - идентифицировать факто­ры ценообразования и измерить степень их влияния на цены платных мест обучения в бакалавриате и специалитете. Актуальность исследования обусловлена потребностью вузов в инструментарии для выработки эффективной ценовой политики с учетом имеющихся характеристик учебного заведения и внешней среды. Эмпирическую базу исследования формируют данные Мониторинга качества приема в вузы 2018 г., реализуемого НИУ ВШЭ, и Мониторинга эффективности вузов за 2018 г. Минобрнауки России. С использованием модели множественной логлинейной регрессии проанализированы более пяти тысяч наблюдений в разрезе реализуемых направлений подготовки. Ключевыми ограничениями исследования являются специфика массива данных, который не включает в себя информацию о негосударственных вузах и их филиалах, а также достаточно большой разброс качественных показателей вузов внутри укрупненных групп, обусловленный неоднородностью российского образовательного пространства. Результаты регрессионного анализа показали, что стоимость обучения в российских государственных вузах преимущественно зависит от факторов внешней среды, на которые вузы не в состоянии оказывать влияние. В частности, проявляется воздействие социально-экономического положения региона, уровня конкуренции на локальном рынке, а также объемов государственного финансирования. Отмечаются весьма ограниченные возможности вузов корректировать стратегии ценообразования. Выделяются две фундаментальные причины, обуславливающие повышенное влияние факторов среды: дефицит платежеспособного спроса на платные образовательные услуги со стороны населения и наличие двух мощных центров притяжения на фоне общей неоднородности российского образовательного пространства - Москвы и Санкт-Петербурга.} }