TY - JOUR TI - Реформирование сектора грузовых железнодорожных перевозок: мировой опыт и пути развития для России T2 - Экономический журнал ВШЭ IS - Экономический журнал ВШЭ KW - грузовые железнодорожные перевозки KW - транспортный сектор KW - отраслевые реформы AB - Российский сектор грузовых железнодорожных перевозок, являясь од­ним из крупнейших в мире, играет крайне важную роль для экономики стра­ны. По этой причине вопрос выбора оптимальной модели его устройства имеет особое значение. У России накоплен определенный опыт реформирования сектора: в начале 2000-х началась либерализация, во многом опирающаяся на европейский опыт. Хозяйственное управление железнодорожными перевозками было отделено от государственного управления, появились независимые операторы подвижного состава. Тем не менее значительная часть плана реформ не была реализована или была реализована частично. Целесообразно ли доводить этот план до завершения? Какая структура рынка явля­ется наиболее эффективной? Какие реформы способствуют развитию желез­нодорожных перевозок, а какие имеют скорее деструктивный эффект? Опыт каких стран следует перенимать России? Цель данной статьи заключается в поиске ответов на эти вопросы. В первой части статьи производится обзор рынков грузовых железнодорожных перевозок различных стран. В частности, рассматриваются европейские страны, а также Китай и ряд стран Северной и Южной Америк, включая США. Во второй части производится обзор за­рубежных научных исследований, сравнивающих различные структуры рынка, количественно и качественно оценивающих последствия тех или иных структурных преобразований. В третьей части рассматривается история реформирования российского сектора железнодорожных перевозок и описывается его текущее состояние. В заключительной части статьи с опорой на международный опыт и результаты изученных исследований излагаются аргументы в пользу тех или иных сценариев дальнейшего реформирования сектора железнодорожных перевозок в России. AU - А. О. Томаев UR - https://ej.hse.ru/2021-25-4/547029492.html PY - 2021 SP - 560-573 VL - 25