@ARTICLE{26543120_662141174_2022, author = {Д. А. Авдеева}, keywords = {, человеческий капитал, экономический рост, образование, когнитивные навыки, опытздоровье}, title = {Показатели человеческого капитала в исследованиях экономического роста: обзор}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2022}, volume = {26}, number = {2}, pages = {240-269}, url = {https://ej.hse.ru/2022-26-2/662141174.html}, publisher = {}, abstract = {Объем и качество человеческого капитала являются важными составля­ющими экономического роста. Однако оценка взаимосвязи между человеческим капиталом и ростом затрудняется как многомерностью самого по­нятия «человеческий капитал», так и тем, что многие его характеристики труднонаблюдаемы и плохо измеримы. В исследованиях, посвященных эко­номическому росту, используется множество показателей, характеризующих различные аспекты человеческого капитала - такие как образование, опыт и здоровье работников. Выбор показателя во многом зависит от целей исследования, имеющихся данных и сложившихся подходов, однако его мотивы и следствия нередко остаются за кадром.В данной работе обсуждаются показатели человеческого капитала, которые используются в макроэкономических исследованиях. Основные из них включают количественные и качественные характеристики полученного об­разования, оценки отдачи от образования, результаты тестирования когнитивных навыков, трудовой опыт и состояние здоровья работников. Выбор того или иного показателя отражается на различиях в оценках влияния человеческого капитала на экономический рост, лежащих в диапазоне от полного отсутствия какого-либо влияния до достаточно высокой роли человеческого капитала как фактора экономического роста. В статье рассматриваются преимущества, ограничения, а также особенности использования соответствующих показателей. В иллюстративных целях приводятся конкретные результаты исследований, полученные с использованием различных подходов к измерению человеческого капитала.}, annote = {Объем и качество человеческого капитала являются важными составля­ющими экономического роста. Однако оценка взаимосвязи между человеческим капиталом и ростом затрудняется как многомерностью самого по­нятия «человеческий капитал», так и тем, что многие его характеристики труднонаблюдаемы и плохо измеримы. В исследованиях, посвященных эко­номическому росту, используется множество показателей, характеризующих различные аспекты человеческого капитала - такие как образование, опыт и здоровье работников. Выбор показателя во многом зависит от целей исследования, имеющихся данных и сложившихся подходов, однако его мотивы и следствия нередко остаются за кадром.В данной работе обсуждаются показатели человеческого капитала, которые используются в макроэкономических исследованиях. Основные из них включают количественные и качественные характеристики полученного об­разования, оценки отдачи от образования, результаты тестирования когнитивных навыков, трудовой опыт и состояние здоровья работников. Выбор того или иного показателя отражается на различиях в оценках влияния человеческого капитала на экономический рост, лежащих в диапазоне от полного отсутствия какого-либо влияния до достаточно высокой роли человеческого капитала как фактора экономического роста. В статье рассматриваются преимущества, ограничения, а также особенности использования соответствующих показателей. В иллюстративных целях приводятся конкретные результаты исследований, полученные с использованием различных подходов к измерению человеческого капитала.} }