@ARTICLE{26543120_879110060_2023, author = {А. М. Жемкова}, keywords = {, COVID-19, государственная поддержка, производительность, МСП, фирма, оценка воздействия, difference-in-differencesмера склонности}, title = {Оценка эффекта господдержки на производительность фирм за период COVID-19}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2023}, volume = {27}, number = {4}, pages = {481-505}, url = {https://ej.hse.ru/2023-27-4/879110060.html}, publisher = {}, abstract = {В работе исследуется эффективность мер государственной поддержки малых и средних предприятий, предоставляемых в период распространения COVID-19, с точки зрения производительности фирм. Государственная поддержка, направленная на сохранение экономики во время пандемии, с одной стороны, помогла компаниям выжить в краткосрочном периоде, с другой стороны, в долгосрочном могла привести к искажающим аллокативным эффектам (особенно если меры в основном были направлены на менее производительные фирмы). В целях количественной оценки эффекта господдержки на производительность МСП за период COVID-19 в работе применяется метод контрфактической оценки воздействия. Оценивается эффект от четырех групп мер поддержки: финансовой поддержки, поддержки инноваций, имущественной или налоговой поддержки, и иных видов поддержки. В качестве результирующих показателей используются совокупная факторная производительность (СФП) фирм, рассчитываемая как остаток оцененной производственной функции, а также производительность труда. Проведенный анализ показывает, что в целом государственная поддержка, предлагаемая во время кризиса COVID-19, положительно повлияла на производительность фирм. В среднем, изначально более производительные и молодые фирмы чаще получали поддержку - т.е., по-видимому, отсутствовал искажающий эф­фект господдержки. Несмотря на то, что эффект господдержки был сравнительно мал, она все же сделала свой вклад в сдерживание падения совокупной производительности в 2020 г. Особенно высок был эффект от применения мер поддержки инноваций, а также налоговых мер. Эффект от применения субсидий и прочих финансовых мер оказался ниже и был более неоднозначным, от прочих мер - незначим.}, annote = {В работе исследуется эффективность мер государственной поддержки малых и средних предприятий, предоставляемых в период распространения COVID-19, с точки зрения производительности фирм. Государственная поддержка, направленная на сохранение экономики во время пандемии, с одной стороны, помогла компаниям выжить в краткосрочном периоде, с другой стороны, в долгосрочном могла привести к искажающим аллокативным эффектам (особенно если меры в основном были направлены на менее производительные фирмы). В целях количественной оценки эффекта господдержки на производительность МСП за период COVID-19 в работе применяется метод контрфактической оценки воздействия. Оценивается эффект от четырех групп мер поддержки: финансовой поддержки, поддержки инноваций, имущественной или налоговой поддержки, и иных видов поддержки. В качестве результирующих показателей используются совокупная факторная производительность (СФП) фирм, рассчитываемая как остаток оцененной производственной функции, а также производительность труда. Проведенный анализ показывает, что в целом государственная поддержка, предлагаемая во время кризиса COVID-19, положительно повлияла на производительность фирм. В среднем, изначально более производительные и молодые фирмы чаще получали поддержку - т.е., по-видимому, отсутствовал искажающий эф­фект господдержки. Несмотря на то, что эффект господдержки был сравнительно мал, она все же сделала свой вклад в сдерживание падения совокупной производительности в 2020 г. Особенно высок был эффект от применения мер поддержки инноваций, а также налоговых мер. Эффект от применения субсидий и прочих финансовых мер оказался ниже и был более неоднозначным, от прочих мер - незначим.} }