TY - JOUR TI - Иммунизация несбалансированных денежных потоков на основе расстояния Монжа – Канторовича T2 - Экономический журнал ВШЭ IS - Экономический журнал ВШЭ KW - управление активами и пассивами KW - иммунизация KW - процентный риск KW - метрика Монжа – Канторовича KW - расстояние Вассерштейна KW - EMD-расстояние KW - несбалансированная задача оптимального транспорта AB - Одной из ключевых техник в управлении портфелем ценных бумаг с фик­сированной доходностью является иммунизация, т.е. контроль изменения стоимости портфеля при колебаниях процентных ставок с учетом аналогичной зависимости для портфеля обязательств. Начиная с классических работ Редингтона, были предложены различные модели иммунизации. При этом принимались ограничительные условия, что поток обязательств сводится к единичному платежу, а кривая спот-ставок или/и ее возможные изменения имеют определенный вид (первоначально - соответственно, плоская и парал­лельный сдвиг). Авторами ранее было получено решение задачи оптимальной иммунизации для произвольного потока обязательств и формы и сдвигов кривой бескупонной доходности произвольной структуры. В данной работе результат впервые обобщен на случай, когда приведенные к настоящему моменту времени стоимости потоков активов и обязательств не совпадают. Задача оптимизации сформулирована в виде несбалансированной задачи оптимального транспорта. Получен алгоритм построения оптимального иммунизирующего портфеля, конструктивно реализуемый на практике и имею­щий ясную финансовую интерпретацию. Существенную роль в оценках играет мера близости между произвольными денежными потоками, известная под различными названиями (метрика Монжа - Канторовича, Вассерштейна, Earth Mover’s Distance) в теории оптимального транспорта и широко применяемая в современных методах машинного обучения. Также установлены некоторые соотношения, связывающие расстояние Монжа - Канторовича между денеж­ными потоками с их дюрациями Фишера - Вейля. AU - С. В. Курочкин AU - В. А. Родина UR - https://ej.hse.ru/2024-28-3/976025670.html PY - 2024 SP - 412-426 VL - 28