@ARTICLE{26543120_976054266_2024, author = {Е. Н. Тимушев and А. А. Михайлова}, keywords = {, мировые федерации, структура налогов, вертикальная несбалансированность, налоговая самостоятельность, нормативы отчислений, децентрализацияместные бюджеты}, title = {Модели налогово-бюджетных систем в мире: место России}, journal = {Экономический журнал ВШЭ}, year = {2024}, volume = {28}, number = {3}, pages = {496-524}, url = {https://ej.hse.ru/2024-28-3/976054266.html}, publisher = {}, abstract = {В статье выявляются и рассматриваются в общемировом контексте основные особенности налогово-бюджетной системы Российский Федерации в части структуры налоговой нагрузки, распределения налоговых доходов, на­логовой самостоятельности, вертикальной несбалансированности и использования нормативов отчислений от налоговых доходов. Анализ основан на комплексе данных от Федерального казначейства, ФНС России, Международ­ного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и организации «Объединенные города и местные власти» (United Cities and Local Governments, UCLG). Комплексность исследования обес­печивается широтой объекта и источников информации, анализом качествен­ных характеристик налогово-бюджетных систем и их количественных критериев, обработкой и анализом данных на нескольких уровнях межбюджет­ных отношений, учетом рентных доходов и страховых взносов, а также оцен­кой несоответствий методологий и данных налоговой статистики в России, некоторых государствах мира и на уровне международных организаций. Показано, что в России сложилась уникальная модель налогово-бюджетных от­ношений. С одной стороны, она близка к модели Австрии и отчасти Индонезии и ЮАР - с низкой налоговой самостоятельностью, слабой развитостью нормативов отчислений и высокой несбалансированностью на внутрирегио­нальном уровне. С другой стороны, она имеет черты развитых федераций - со значительным уровнем децентрализации и вертикальной сбалансирован­ностью на федеральном уровне. Однако оценка децентрализации в России может быть завышена высокими рентными поступлениями, которые обычно относятся к неналоговым доходам. Установлено, что развитый добывающий сектор в России дает возможность снизить налоговую нагрузку на основ­ные факторы производства, что повышает конкурентоспособность национальной экономики. Кроме этого, сложившийся паритет по трем основным видам налогов - на доходы, труд и товары и услуги - указывает на то, что налоговая нагрузка в России является не только небольшой по мировым меркам, но и сбалансированной. Выявлен малый и снижающийся объем налоговых доходов на уровне местных бюджетов, и отрыв от развитых федераций в данном аспекте, и даже от Бразилии, все больше увеличивается. Впервые сформулирована закономерность, которая отражается в практике налогово-бюджетных отношений всех стран мира: нельзя иметь одновременно высокие уровни всех трех основных показателей - степени вертикальной несбалансированности, налоговой самостоятельности на субнациональном уровне и масштабов использования нормативов отчислений.}, annote = {В статье выявляются и рассматриваются в общемировом контексте основные особенности налогово-бюджетной системы Российский Федерации в части структуры налоговой нагрузки, распределения налоговых доходов, на­логовой самостоятельности, вертикальной несбалансированности и использования нормативов отчислений от налоговых доходов. Анализ основан на комплексе данных от Федерального казначейства, ФНС России, Международ­ного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и организации «Объединенные города и местные власти» (United Cities and Local Governments, UCLG). Комплексность исследования обес­печивается широтой объекта и источников информации, анализом качествен­ных характеристик налогово-бюджетных систем и их количественных критериев, обработкой и анализом данных на нескольких уровнях межбюджет­ных отношений, учетом рентных доходов и страховых взносов, а также оцен­кой несоответствий методологий и данных налоговой статистики в России, некоторых государствах мира и на уровне международных организаций. Показано, что в России сложилась уникальная модель налогово-бюджетных от­ношений. С одной стороны, она близка к модели Австрии и отчасти Индонезии и ЮАР - с низкой налоговой самостоятельностью, слабой развитостью нормативов отчислений и высокой несбалансированностью на внутрирегио­нальном уровне. С другой стороны, она имеет черты развитых федераций - со значительным уровнем децентрализации и вертикальной сбалансирован­ностью на федеральном уровне. Однако оценка децентрализации в России может быть завышена высокими рентными поступлениями, которые обычно относятся к неналоговым доходам. Установлено, что развитый добывающий сектор в России дает возможность снизить налоговую нагрузку на основ­ные факторы производства, что повышает конкурентоспособность национальной экономики. Кроме этого, сложившийся паритет по трем основным видам налогов - на доходы, труд и товары и услуги - указывает на то, что налоговая нагрузка в России является не только небольшой по мировым меркам, но и сбалансированной. Выявлен малый и снижающийся объем налоговых доходов на уровне местных бюджетов, и отрыв от развитых федераций в данном аспекте, и даже от Бразилии, все больше увеличивается. Впервые сформулирована закономерность, которая отражается в практике налогово-бюджетных отношений всех стран мира: нельзя иметь одновременно высокие уровни всех трех основных показателей - степени вертикальной несбалансированности, налоговой самостоятельности на субнациональном уровне и масштабов использования нормативов отчислений.} }