|
|
3–28
|
В статье излагаются идеи, возникшие в ходе разработки модели межотраслевых взаимодействий и по разным причинам не реализованные на материалах экономики СССР. Характеризуется современное состояние исследований и их информационной базы, делающее возможным продолжение работ над межотраслевой моделью российской экономики, в которой учитывается неоднородность спроса на продукцию отраслей. Формируется гипотеза, согласно которой затраты ресурсов в отрасли зависят от структуры рынка ее продукции. Разработан метод оценки параметров таких зависимостей, образующих ядро Межотраслевой модели взаимодействия потоков продукции. Метод опробован на данных составленных в ИНП РАН экспериментальных межотраслевых балансов для 1980–2004 гг. в основных ценах 2000 г. с 25 отраслями. |
|
29–55
|
В работе рассматривается экономическая отдача от здоровья на российском рынке труда. Проводится эмпирический анализ влияния здоровья работников на предложение труда и заработки на основе данных RLMS 1994–2004 гг. Обсуждается проблема измерения здоровья, сравнительные характеристики самооценок здоровья и объективных показателей здоровья. Особое внимание уделяется проблеме эндогенности здоровья при оценках его влияния на занятость. Полученные результаты свидетельствуют о значительном отрицательном влиянии плохого здоровья на занятость и небольшом положительном влиянии на занятость хорошего здоровья, выявлены значительные гендерные различия во влиянии здоровья на часы работы. Для корректировки эндогенности влияния здоровья на занятость оценивание проводилось с включением лаговых переменных здоровья. На основе стандартного уравнения минцеровского типа получены оценки влияния здоровья на заработную плату. Отмечается положительное влияние здоровья на заработки, но относительно меньшее, чем вклад образования в увеличение доходов. |
|
56–75
|
В данной статье на примере арендной платы коммерческой недвижимости г. Москва описывается методология оценивания модели, в которой коэффициенты при объясняющих характеристиках могут зависеть от некоторой качественной порядковой переменной, коррелирующей с объясняемой. Предложенная модель является альтернативой часто используемой аналитиками рынка недвижимости гедонической модели с постоянными коэффициентами. Гедоническая модель не учитывает того факта, что веса объясняющих характеристик в уравнении ставки аренды могут зависеть от присвоенного помещению класса, который не является детерминированной величиной ввиду отсутствия четких правил его определения. Игнорирование данной зависимости приводит к несостоятельности оценок и прогнозов, получаемых при использовании гедонической модели. Предложенный в работе метод оценивания, являющийся обобщением двухшаговой процедуры Хекмана, легко реализуем вычислительно и позволяет получать состоятельные оценки. В условиях повышенного внимания к рынку недвижимости в России в общем и к рынку офисной недвижимости Москвы в частности статья может быть интересна широкому кругу читателей, включая инвесторов и аналитиков рынка недвижимости. |
|
76–105
|
Курс лекций «Эмпирические обследования предприятий: методы и практика» является специальным курсом, предназначенным для студентов, специализирующихся в области институционального анализа, экономики и управления предприятиями, его материалы полезны для развития исследовательского потенциала студентов и аспирантов. Цель курса – представить современное состояние эмпирических обследований предприятий, методы и источники информации для их выполнения, а также их роль в развитии экономической теории и экономической политики. Важной задачей курса выступает формирование потребностей у студентов в проведении опросов руководителей предприятий для изучения реалий российской экономики. Эмпирическая социология широко применяет и детально изучает в соответствующих курсах опросные методы сбора информации, однако несомненна специфика их использования в экономическом анализе, особенно в сочетании с другими традиционными для экономистов методами и данными. Процедуры применения опросов не всегда хорошо знакомы экономистам, зачастую их результаты некорректно интерпретируются. Поэтому курс, основанный на обобщении многолетнего опыта проведения исследований российских предприятий, характеризует возможности получения и анализа данных с демонстрацией на реальных (адаптированных) примерах. В лекциях обсуждаются ограничения этих методов, в первую очередь, вопросы достоверности получаемой информации и типичные ошибки в интерпретации результатов. Курс включает четыре темы. Первая тема, опубликованная в данном выпуске журнала, содержит две лекции и характеризует предприятие как объект эмпирического исследования, раскрывает возможные источники информации для его проведения. В последующих двух темах представлены наиболее распространенные методы обследований, доставляющих информацию для экономического анализа: формализованные опросы и углубленные интервью с руководителями предприятий. Завершает курс тема, характеризующая развитие прикладных исследований российских предприятий в 1990–2000 гг. |
|