|
Полтерович В. М., Попов В. В., Тонис А. С.1Нестабильность демократии в странах, богатых ресурсами
2008.
Т. 12.
№ 2.
С. 176–200
[содержание номера]
В работе проведен анализ данных об устойчивости демократических режимов в странах, богатых природными ресурсами, и предложена модель, объясняющая, почему в одних странах изобилие природных ресурсов может привести к нестабильности демократии, а в других не создает никаких трудностей для демократической системы. Центральная идея работы следующая. Если страна богата точечными природными ресурсами, то создаются предпосылки для получения их владельцами доминирующей экономической власти. Если к тому же в стране слабые институты, то экономическая власть может стать и политической. Владельцы ресурсов (олигархи) могут, подкупая политиков, проталкивать через парламент выгодные для себя решения. Несовершенство демократии создает основу для действий потенциального Автократа, стремящегося к власти. В предлагаемой здесь простой модели рассматривается единственный инструмент экономической политики – ставка налога на ресурсную ренту. Этот налог влияет на доход репрезентативного избирателя. Объявляя ставку налога, Автократ конкурирует за власть с действующим Политиком (репрезентативной политической партией). Модель показывает существование порогового уровня склонности к коррупции (рассматриваемого как мера качества институтов). При большой склонности к коррупции вероятность сохранения демократии отрицательно зависит от количества ресурсов, тогда как при малой склонности проявляется отсутствие зависимости или даже положительная зависимость от ресурсов. Показано также, что Автократ может применять политику двух типов, в зависимости от качества управления (способности распределять собранные налоги без больших потерь), ожидаемого избирателями от него и Политика. Более эффективный Автократ склонен к популистской политике с высокой ставкой налога на ресурсную ренту, а меньшая эффективность Автократа в сочетании с изобилием природных ресурсов приводит к выгодной для олигархов политике с низкой ставкой налога. |
|