Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
В статье рассматриваются возможности снижения потребления табачной продукции в России за счет увеличения цен на сигареты. Для этого исследуются характер спроса российских курильщиков и эластичность спроса на сигареты в рамках моделей «близорукой» и рациональной аддиктивности. Проведенный на основе панельных данных РМЭЗ (1994–2006) анализ поведения курильщиков выявил рациональный характер аддиктивности. Он выражается в том, что курильщики оценивают будущие изменения цен на сигареты в сопоставлении с располагаемыми среднедушевыми доходами и корректируют потребление сигарет в соответствии с их будущей доступностью. Это позволяет воздействовать на потребление сигарет, формируя ожидания роста цен. Однако воздействие на спрос ограничено низкими значениями эластичности и возможностью перехода курильщиков на более дешевые сигареты.