Скрыть
Раскрыть

Яковлев А. А.1, Демидова О. А.1
  • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Реформа системы госзакупок и практика отбора поставщиков для государственных нужд в России в 2004 и 2008 гг.

2010. Т. 14. № 2. С. 202–226 [содержание номера]

Проведение в 2005 г. радикальной реформы госзакупок стало реакцией на нарастание с начала 2000-х гг. коррупции в системе закупок длягосударственных нужд. Поэтому в качестве главных целей нового закона о госзакупках (94-ФЗ), принятого в 2005 г., были провозглашены борьба с коррупцией и расширение доступа к торгам для новых участников в лице малых и средних предприятий. В данной статье рассматриваются изменения в практике отбора поставщиков для госнужд. Анализ проводится на основе данных двух больших обследований предприятий обрабатывающей промышленности в 2005 и 2009 гг., дающих уникальную возможность сравнить ситуацию до и после радикального изменения законодательства.

Проведенный регрессионный анализ подтвердил гипотезы о преимуществах в доступе к государственным заказам для фирм с госучастием, старых фирм (созданных до 1992 г.) и более крупных фирм в 2004 г. Анализ на данных опроса 2009 г. показал, что в 2008 г. доля фирм, участвующих в госзакупках, существенно выросла. При этом крупные фирмы по-прежнему сохраняют преимущества в доступе к госзаказам. Для фирм с госучастием и старых фирм соответствующие коэффициенты стали незначимыми. Одновременно преимущества в доступе к госзаказам получили фирмы, расположенные в более развитых регионах России. Эти результаты были устойчивы на полных данных обоих обследований и на панельных данных.

Анализ на данных 2009 г. также показал, что факторы модернизационной активности предприятий (наличие крупных инвестиционных проектов в 2005–2008 гг., экспорт, наличие сертификации по ISO) не влияли на доступ фирм к госзаказам. Вместе с тем значимым фактором получения госзаказов в 2008 г. было участие предприятия в госзакупках в 2004 г. При этом оценки поставщиками масштабов коррупции в госзакупках не изменились.

Результаты проведенного анализа позволяют утверждать, что основные цели радикальной реформы 2005 г. не были достигнуты. В заключении статьи рассматриваются причины данной ситуации и формулируются рекомендации для политики.
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss