Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
При проведении реформы системы госзакупок в 2005 г. российское правительство полагало, что аукцион обеспечивает наименьшую цену закупок в сравнении с другими способами размещения контрактов. В этой статье на данных о почти 3 тыс. контрактов на закупку сахарного песка в Российской Федерации, размещенных в 2011 г., мы показываем, что для закупок простого однородного товара данное предположение оказывается справедливым. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что контракты с длинными сроками поставки характеризуются более высоким уровнем цен. Этот эффект может объясняться тем, что действующее законодательство требует жесткой фиксации цен в контрактах государственного заказа и поставщики согласны на заключение длительных контрактов только при наличии в цене некоторой «премии за риск», которая компенсирует их возможные потери при неблагоприятных изменениях конъюнктуры рынка. В соответствии с результатами предшествующих исследований, проведенных на основе данных других стран, наш анализ показал, что цены на сахар-песок в системе госзакупок в России снижаются по мере укрупнения контрактов. Воздействие конкуренции на торгах (измеренной по числу их участников) на снижение цен описывается квадратичной функцией, и добавление новых участников торгов (начиная с третьего) оказывает все меньший эффект на уровень цен. Наш анализ также выявил существенные различия в характере влияния одних и тех же факторов на цены контрактов в случае конкурентных процедур и несостоявшихся аукционов, что должно стать предметом дополнительных исследований.