Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
Предметом данного исследования является институциональная реформа рынка труда Германии в 2003–2005 гг., получившая название реформы Хартца.
Приступая к исследованию, мы преследовали несколько целей: выявить причины, побудившие правящую элиту приступить к коренному реформированию рынка труда; проанализировать теоретические представления, которые были положены в основу плана реформирования; критически рассмотреть изменения в функционировании основных институтов рынка труда в результате реформы; оценить результаты реформы Хартца для экономической активности, занятости, безработицы; а также подвергнуть анализу изменение положения инсайдеров рынка труда.
В основе методологии данной работы лежит институциональный анализ рынка труда. Результаты исследования вносят свой вклад в понимание механизма институциональных реформ, их закономерностей и последствий. Одновременно работа носит прикладной, практикоориентированный характер, и ее результаты могут быть использованы для совершенствования экономической и социальной политики в Российской Федерации.
В результате проведенного исследования мы констатируем положительное влияние проведенных преобразований на динамику основных показателей рынка труда: экономическую активность, занятость, безработицу, издержки на рабочую силу. В то же время реформа Хартца несет в себе черты «асимметричности», когда дерегулированию в основном подверглось положение маргинальных групп работников. Политика сохранения «ядра» занятых вступает в противоречие с задачами структурной адаптации и перетока рабочих мест в более эффективные отрасли экономики. Поддержание занятости любой ценой в период кризиса 2008–2009 гг. помогло избежать массовой безработицы, но в то же время привело к снижению темпов роста производительности труда и тем самым ослабило конкурентные позиции Германии на мировых рынках.