Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
Работа посвящена анализу процесса формирования импортных таможенных пошлин при присоединении России к ВТО. Авторы исследуют, какие факторы являлись главными детерминантами межотраслевых различий тарифных ставок, установленных в результате присоединения России к ВТО. В частности, проверяется, являлись ли величина отраслевого выпуска, объем импорта и величина эластичности спроса на импорт по цене определяющими факторами величин импортных таможенных пошлин для отраслевых товаров, которые будут установлены после окончания переходного периода присоединения России к ВТО. Также авторы на российских отраслевых данных анализируют изменение чувствительности импортных таможенных пошлин к рассматриваемым детерминантам при наличии возможности отраслевого лоббирования. Для выполнения данных целей проводится обширный обзор теоретических экономических моделей, в которых рассматривается процесс принятия решения о величине тарифа в отдельной отрасли, для эмпирической проверки гипотез используются различные эконометрические методы, в том числе метод наименьших квадратов и метод инструментальных переменных. Эмпирическое исследование с использованием модели Гроссмана – Хелмпана позволяет заключить, что межотраслевые различия в тарифах не могут быть объяснены лоббистской силой отраслей, выпуском отрасли, импортом отрасли и эластичностью спроса на импорт по цене. Гипотезы модели Гроссмана – Хелпмана выполняются лишь для некоторых отраслей, и только при достаточно специфических предположениях о возможности отраслей лоббировать свои интересы – для всей рассматриваемой выборки. Основным результатом работы является вывод о том, что в среднем для отраслей с наибольшей переговорной силой (при прочих равных условиях) согласованная величина импортного тарифа после завершения присоединения к ВТО будет выше.