Исследуется эффективность использования налогового потенциала отдельно для подоходного налога (НДФЛ) и НДС методом анализа стохастической границы на основе панельных данных по 14 регионам Узбекистана за период 2007–2010 гг.
Несмотря на то, что общие относительные показатели эффективности чувствительны к входным переменным (в том числе условным переменным экономической структуры региона и кризисного периода 2008–2009 гг.), величина относительной эффективности достаточно устойчива по различным спецификациям. Полученные результаты показывают, что складывается общая картина, позволяющая сделать некоторые предварительные выводы. Cредняя эффективность регионов в сборе налоговых поступлений высока по НДФЛ и не столь высока по НДС.
В условиях проведения неизменной текущей налоговой и структурной политики существуют резервы повышения налоговых сборов. Показано, что можно получить дополнительно налоговых доходов на величину порядка 1,6 п.п. по отношению к ВВП (главным образом за счет роста относительных показателей эффективности по НДФЛ). Полученные оценки неэффективности свидетельствуют о наличии резервов роста собираемости налоговых поступлений по НДС (техническая эффективность оказалась низкой для налога на потребление и не превысила 77%) в размере 1,5 п.п. по отношению к ВВП (или 7,2 п.п. по отношению к общим доходам бюджета). Оцененный уровень неэффективности НДФЛ оказался ниже и составил 6~13%, что может свидетельствовать в пользу наличия резервов роста собираемости подоходного налога в размере не менее 0,15 п.п. к ВВП (или 0,6 п.п. по отношению к общим доходам бюджета).