Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
В работе изучаются последствия открытия торговли между развитой и развивающейся странами. В статье изучена модель международной торговли общего равновесия с переменными наценками и двумя странами, обладающими разными относительными запасами факторов производства: трудом и капиталом. Показано, что в более развитой стране (страна с более высоким относительным запасом капитала) заработная плата выше, цена капитала ниже, а совокупные индивидуальные доходы выше, чем в менее развитой стране. Интенсивность торговли выше между менее схожими по структуре факторов производства странами. Также показано, что открытие торговли между двумя схожими по структуре факторов производства странами ведет к увеличению благосостояния потребителей в обеих странах. В случае открытия торговли между странами с сильными различиями в структуре факторов производства – случай торговли между развитой и развивающейся странами – только потребители развитой страны выигрывают, в то время как благосостояние потребителей в развивающейся стране снижается. Данный результат является следствием сильных различий в индивидуальных доходах потребителей между странами, а также высокой себестоимости производимой в развитой стране продукции, которая снижает покупательскую способность импортных товаров в развивающейся стране. Таким образом, рыночное равновесие со свободной торговлей оказывается оптимальным только в случае совпадения индивидуальных доходов между странами. Введение дополнительных мер регулирования экспорта из развивающейся страны даст возможность снизить различия в доходах между странами и, как следствие, выработка соответствующих мер регулирования может позволить снизить неравенство в доходах, что приведет к положительным последствиям от открытия торговли для потребителей в обеих странах.