|
|
2017. т. 21. №2
|
|
201–223
|
Настоящая статья преследует две цели. Во-первых, мы описываем основания современного экономического подхода к проблеме обмана и его измерений экспериментальными методами, которые активно развиваются в последние годы. Во-вторых, мы описываем постановки и результаты некоторых экспериментов, сделанных в России в лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ. Результаты наших экспериментов подтверждает ту гипотезу, что при принятии решения об обмане принципиальную роль играет возможный выигрыш от этого решения, а также моральные соображения – такие как чувство самоуважения, которым приходится жертвовать, если индивид принимает решение обмануть. В частности, склонность к обману участников из России оказывается даже меньшей, чем в большинстве аналогичных исследований в других странах, в особенности для более взрослых и сознательных аудиторий. |
|
224–250
|
В данной работе представлен обзор основных подходов к оцениванию гравитационных моделей торговли – популярного средства анализа международных торговых потоков. Эконометрический инструментарий гравитационного моделирования в последние десятилетия значительно обогатился вследствие появления теоретически обоснованных модификаций гравитационного уравнения. В статье рассматриваются альтернативные методики учета структурных показателей многостороннего сопротивления внешней торговле: расчет показателей удаленности, использование ценовых индексов, нелинейное оценивание Андерсона и ван Винкоопа, линейная аппроксимация Байера и Бергстрана, фиксированные эффекты экспортера и импортера. Обсуждаются варианты панельных гравитационных спецификаций: фиксированные или случайные эффекты для пар стран, модель Хаусмана – Тейлора. Анализируются последствия распространенных ошибок гравитационного моделирования, связанных с не соответствующим теории расчетом переменных двусторонней торговли и экономического размера стран. Разбираются способы состоятельного оценивания гравитационных моделей в условиях наличия нулевых наблюдений в данных о торговых потоках с использованием пуассоновского метода квазимаксимального правдоподобия, моделей тобит и Хекмана. Все рассмотренные методы оценивания имеют свои преимущества и недостатки. Выбор конкретной методики в том или ином приложении априори неочевиден и во многом зависит от свойств имеющихся данных и целей исследования. На практике для проверки устойчивости полученных результатов обычно принято использовать сразу несколько методов оценивания гравитационного уравнения. |
|
251–282
|
В работе проводится анализ факторов спроса и предложения в различных сегментах розничного кредитного рынка (по видам кредитов и по валюте кредитов) на различных фазах кредитного цикла в России в период 2005– 2016 гг. Анализ осуществляется с помощью аппарата векторных авторегрессий с коррекцией ошибок (VECM) с привлечением ежемесячных макроэкономических данных и показателей консолидированного баланса банковского сектора. С помощью VECM-моделей для каждого разреза розничного рынка кредитов были построены функции, определяющие долгосрочные соотношения между спросом и предложением кредитов. Расчеты показывают, что, во-первых, основную роль в формировании спроса на кредит играют уровень безработицы, потребительская уверенность и динамика инфляции; в формировании предложения – рублевое фондирование банков, проблемы с качеством кредитов и обеспеченность ликвидностью. Во-вторых, на фазах кредитного сжатия (2009–2010 и 2015–2016 гг.) вклад факторов спроса превышает вклад факторов предложения примерно в два раза – на уровне розничного кредитного рынка в целом и в его рублевом сегменте. Для ипотечного кредитного рынка работоспособным оказывается только механизм коррекции со стороны спроса, для прочих (неипотечных) кредитов – только состороны предложения. В-третьих, накануне кредитного сжатия в конце 2014 г. можно было предсказать переход от фазы роста к фазе сжатия, однако глубина сжатия недооценивается моделью. В-четвертых, даже в условиях улучшения ситуации в макроэкономике и банковской системе в перспективе 2017–2018 гг. переход от сжатия к очередному буму на розничном кредитном рынке представляется маловероятным. |
|
283–311
|
В данной обзорной статье рассматривается ряд стратегических решений управляющих компаний (УК), большая часть из которых направлена на увеличение стоимости активов под управлением. Сюда относятся: ценовая конкуренция, изменение имен фондов, инкубация фондов, фаворитизм, слияние и поглощение управляющих компаний и их частей. Статья преследует две цели. Первой целью является предупреждение пайщиков и потенциальных инвесторов о дополнительных рисках инвестирования в паевые фонды, чем характеризуются большинство из рассмотренных в данной статье стратегий. Второй целью статьи является консолидация для регулирующих органов научно обоснованных фактов об особенностях функционирования и стратегического развития УК. Это поможет привлечь бо́льшее внимание регулятора к проблемам индустрии во всем мире и, в частности, к недостаткам российского рынка паевых фондов. Недопущение или ограничение возможностей применения многих из обсужденных стратегий позволит защитить интересы потенциальных инвесторов, оградить их от труднооцениваемых рисков и сделать инвестирование более прозрачным. Статья также содержит эмпирический анализ возможности применения стратегий фаворитизма в российской индустрии паевых фондов. Наличие фаворитизма в России остается открытым. Если использование IPO в качестве механизма фаворитизма в России сильно ограничено, то, как было показано в статье, относительно противоположных сделок ответ не столь очевиден. Согласно российскому законодательству, противоположные сделки могут совершаться либо на бирже, либо в рамках внебиржевой сделки при условии конвертируемости паев фондов между собой. Цена внебиржевых сделок может существенно отличаться от биржевой цены инструмента сделки. Наличие отклонения цены слабо объясняется вариативностью рыночного риска инструмента, в то время как величина отклонения и вовсе ею не объясняется. Это говорит о том, что внебиржевые сделки в России потенциально могут быть использованы управляющими компаниями как механизм кросс-субсидирования доходности из одного паевого фонда в другой. |
|
312–332
|
В настоящей статье анализируются особенности и перспективы развития «зеленых» финансов на различных уровнях. Цель работы состоит в определении роли экологизации современной мировой финансовой системы в решении двух комплексных блоков глобальных проблем: с одной стороны, финансово-экономических, в числе которых особо выделены глобальные дисбалансы и негативные финансовые эффекты от трансграничного движения потоков капитала и, с другой стороны – природоресурсных, климатических и экологических. Применяется системный аналитический подход к исследованию «зеленых» финансов, проводится сравнение мирового опыта их использования и статистический анализ данных международных организаций, национальных органов и финансовых институтов. Производится классификация и типологизация «зеленых» финансовых инструментов и институтов (в фокусе исследования оказываются рынки банковских услуг, ценных бумаг и производных финансовых инструментов), определяется состояние инфраструктурных объектов, оценивается степень «озеленения» мировой финансовой системы и выявляются характерные черты процесса глобализации «зеленых» финансов в период 2010-х годов. В результате исследования выявляется, что быстро развивающаяся практика «зеленых» финансов представляет собой перспективное и творческое направление деятельности в области решения комплексных глобальных проблем, отражающее междисциплинарный синтезированный подход, идеи устойчивого развития и ответственного финансирования. Отмечается существенная значимость активного участия стран с развивающимися и формирующимися рынками в разработке, локальной апробации и продвижении «зеленых» инициатив на глобальном уровне. В перспективе прогнозируется получение эффекта двойной выгоды – финансового «оздоровления» и экопреимуществ – в рамках сосуществования и экономического взаимодействия в глобальном измерении. |
|
333–350
|
Recently emerged, auction theory has become a well-established branch of theoretical economics with important practical applications. As the theory progresses, its basic assumptions become the subject of further investigation and thus new directions emerge. Microeconomics in general and auction theory in particular too often assume away aftermarket interactions, which are a common feature of real markets and have a powerful impact on strategies and incentives. Lately, however, a body of literature emerged that incorporates the possibility of resale into game-theoretic analysis of auctions. This paper reviews this literature. It highlights the role of bargaining power on the aftermarket as one of the main issues in this literature. It then reports how standard auction formats – first and second price auctions in particular – compare in terms of the seller’s revenues they generate. Then, this paper shows generalizations of Myerson’s approach to constructing optimal auctions when resale is possible; the discussed models require delicate assumptions. Next, the survey covers more specific issues: different approaches to modelling the aftermarket, decisions to enter the primary auction, effects of disclosing information from the primary auction and the role of speculators. Finally, the paper overviews empirical research on auctions with resale, the newest branch of this literature that is developing rapidly. |
|
|
|
|