Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
В России спорт исторически относился к социальной сфере и только в последние годы стал рассматриваться с коммерческой точки зрения. В сравнении с европейскими странами спортивную индустрию России следует признать формирующейся. Бремя финансирования профессиональных спортивных клубов так и не перешло к частным инвесторам и по-прежнему лежит на региональных бюджетах или государственных компаниях. Тратятся эти средства в основном на вознаграждение игроков (часто – легионеров) и агентов. Не зарабатывая на профильной деятельности – медиаправа, билетные программы и продажа атрибутики, – клубы при уходе спонсора лишаются основной части заработка и ликвидируются. Наиболее популярным видом спорта в России (например, исходя из числа занимающихся), а следовательно, и наиболее перспективным с позиции коммерции является футбол. Исходя из этого, целью настоящей работы стала разработка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости футбольных клубов в рамках процедуры лицензирования. В качестве аналитической базы выступили действующие редакции правил лицензирования футбольных клубов Англии, Германии, Франции, Польши, Литвы, Норвегии, Швеции и научные публикации отечественных и зарубежных ученых, посвященные этой проблематике. Для достижения заявленной цели автором проведен анализ актуального уровня развития футбола в России, предложены индикаторы, характеризующие его эффективность, выявлены проблемы и сложности, препятствующие позитивной динамике. По результатам этого анализа, а также основываясь на лучших европейских практиках, предложены меры, которые помогут решить существующие проблемы, будут способствовать привлечению частных инвесторов и повышению эффективности расходования бюджетных средств. Предложенные способы могут быть внедрены и в других командных видах спорта, что будет способствовать ускорению развития в части реализации коммерческого потенциала, достижения спортивных и социальных результатов.