Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
Несовершенства финансовой системы играют важную роль для характеристики трансмиссионных механизмов макроэкономической политики. В работе сравниваются последствия ужесточения финансовой репрессии в стандартной DSGE-модели с совершенным финансовым рынком и DSGE-модели с финансовыми фрикциями. Хотя в модели с финансовым акселератором инвестиции более чувствительны к ужесточению финансовой репрессии, в момент шока выпуск сокращается в большей степени в модели с совершенным финансовым рынком. За данным результатом стоят два эффекта. Во-первых, в модели с финансовыми фрикциями спад экономической активности в результате ужесточения финансовой репрессии ведет к более существенному сокращению инвестиций, так как ухудшается финансовое положение заемщиков, осуществляющих инвестиции. Как следствие, ухудшаются и доступные для них условия финансирования. Во-вторых, в модели с финансовыми фрикциями задача об оптимальных сбережениях и потреблении и задача об оптимальных инвестициях решаются различными экономическими агентами. Финансовая репрессия отрицательно влияет на доходность капитала, что в модели с финансовыми фрикциями ухудшает финансовое состояние заемщика, но в меньшей степени сказывается на положении кредитора, чья доходность гарантируется финансовым контрактом. В результате эквивалентное ужесточение финансовой репрессии вызывает меньший спад потребления. В экономике с высокой долей потребления это транслируется в меньшее падение выпуска. Как следствие, учет различного положения заемщиков и кредиторов существенно влияет на оценку макроэкономических эффектов финансовой репрессии в DSGE-модели, и данный эффект необходимо учитывать при ее анализе, несмотря на потенциальные достоинства более простой модели. Сравнивая финансовую репрессию и различные варианты искажающего налогообложения как способы финансирования роста государственных закупок, мы приходим к выводу, что в обоих типах моделей мультипликатор государственных закупок ниже в случае финансирования с помощью финансовой репрессии, чем при использовании традиционных явных налогов.