Скрыть
Раскрыть

Иванов Д. И.1,2, Калинин Н. С.3, Нестеров А. С.1,4, Сусин И. С.1,5
  • 1 НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16
  • 2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, 194100, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 3
  • 3 Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9,
  • 4 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге, 194100, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, д. 3, корп. 1
  • 5 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Крабовый аукцион 2019: история, оценка и альтернативные сценарии

2021. Т. 25. № 4. С. 574–594 [содержание номера]

Аукционы считаются лучшим механизмом для эффективного распределения благ, и теория аукционов называется триумфом экономической науки. Однако не существует универсального формата аукциона, и каждый случай требует особого подхода. В этой работе мы изучим крабовый аукцион 2019 г., принесший государству 142 млрд руб. и ставший крупнейшим за всю историю России. Мы опишем формат этого аукциона и сравним его с альтернативными форматами.

В аукционе все лоты продавались раздельно (на торги за каждый из 40 ло­тов надо было заявляться и платить отдельный залог) и последовательно (торги за каждый лот начинались после окончания торгов за предыдущий). В качестве альтернативы мы рассматриваем единый формат (платить залог надо не за каждый лот в отдельности, а по числу желаемых лотов) и параллельный формат (все торги проходят и завершаются одновременно).

В качестве критериев сравнения мы используем (1) эффективность аук­циона – распределение лотов среди участников с наибольшей ценностью, (2) выручку аукциониста и (3) манипулируемость – способность участника выиграть за счет использования изощренных стратегий. (1) и (2) – это стандартные критерии сравнения аукционов, а (3) предлагается нами как новый способ оценить устойчивость аукциона к нежелательному стратегическому поведению участников – лоббизму, шпионажу, сговору. Для оценки манипулируемости мы сперва определяем так называемые простые стратегии – повышение ставки вплоть до своей ценности (аналогично правдивому поведению в прямых механизмах) и затем оцениваем сожаление как цену следования простой стратегии вместо использования оптимальной (изощренной) стратегии. Чем выше это сожаление, тем более манипулируемым является аукцион.

Мы рекомендуем использовать единый параллельный формат, который обладает несколькими преимуществами по сравнению с форматом аукциона 2019 г.: он увеличивает эффективность распределения ресурсов, уменьшает выгоду от стратегических манипуляций и более устойчив к неправильному выбору резервной цены.
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss