|
|
|
|
Чепель А. А.1, Чернявский А. В.1Методологические и информационные проблемы оценки региональных мультипликаторов «затраты–выпуск»
2022.
Т. 26.
№ 1.
С. 37–68
[содержание номера]
Статья посвящена оценке возможностей и ограничений, связанных с построением межотраслевых мультипликаторов на региональном уровне. Рассматриваются различные подходы к построению полных мультипликаторов, учитывающих индуцированные эффекты изменений конечного спроса. Анализируются методические и расчетные аспекты оценки устойчивости коэффициентов прямых затрат на основе базовых таблиц «затраты–выпуск» Росстата за 2011 и 2016 гг., показано, что, несмотря на существенные изменения отдельных коэффициентов за пятилетний период, их совокупное влияние на отраслевой выпуск невелико с учетом разнонаправленности этих изменений. Применение имеющихся данных на 5-летних интервалах допустимо с определенными оговорками; чем выше используемый уровень агрегации данных, тем более реалистичные результаты могут быть получены. Для построения простых и полных мультипликаторов на региональном уровне был применен non-survey подход, основанный на использовании базовых таблиц «затраты–выпуск» на национальном уровне и коэффициентов локализации; данный подход реализован для нескольких регионов с различной структурой экономики. Оцениваются факторы, влияющие на величину индуцированных эффектов на региональном уровне, в том числе структура потребительских расходов, склонность к потреблению, а также вклад трудовой миграции в формирование расходов домохозяйств; показано, что для регионов со значительной долей трудовых мигрантов в численности занятых и с развитой туристической отраслью включение этих факторов в расчет целесообразно и позволяет получить более точные оценки. Наибольший эффект, согласно результатам расчетов, рассматриваемые корректировки имеют для отраслей бюджетного сектора (образование, здравоохранение), характеризующихся высокой долей фонда оплаты труда в выпуске, а также строительства.
|
|
|
|
|