Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
Выручка от реализации ТВ-прав является одной из ключевых статей дохода для европейских футбольных клубов, зачастую составляя от трети и до половины их оборота. В России медиаправа приносят клубам в среднем лишь 10% всей выручки. При этом в Российской Премьер-Лиге используется довольно примитивная модель распределения доходов, которая не может в полной мере стимулировать развитие футбола и в меньшей степени учитывает интересы небольших клубов. Также для российского футбола свойственен существенный разрыв в выручке: доходы от реализации телевизионных прав клубов, занявших первое и последнее место в РПЛ, отличаются более чем в 2,5 раза. В данной работе проанализирован опыт распределения телевизионных доходов в зарубежных чемпионатах и систематизированы различные подходы, каждый из которых обладает как преимуществами, так и недостатками. Руководствуясь проведенным обзором и лучшими практиками, предложена новая модель распределения выручки от продажи телеправ для Российской Премьер-Лиги. Среди новых критериев распределения предложены показатели, характеризующие работу клубов с болельщиками и развитие российских молодых футболистов. Результат тестового применения модели показал сокращение финансового разрыва в выручке от продажи телеправ между клубами, занявшими первое и последнее место, до 1,86 раза, что позволит усилить конкуренцию внутри чемпионата, а следовательно, обеспечить рост интереса зрителей и совокупных доходов как отдельных клубов, так и всей лиги в целом.