Скрыть
Раскрыть

Солнцев И. В.1, Баранов Т. К.1
  • 1 Финансовый университет, 125167, Россия, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2

Обзор и развитие подходов к распределению доходов от продажи ТВ-прав в спортивных лигах

2025. Т. 29. № 3. С. 515–542 [содержание номера]
Выручка от реализации ТВ-прав является одной из ключевых статей дохода для европейских футбольных клубов, зачастую составляя от трети и до половины их оборота. В России медиаправа приносят клубам в среднем лишь 10% всей выручки. При этом в Российской Премьер-Лиге используется довольно примитивная модель распределения доходов, которая не может в полной мере стимулировать развитие футбола и в меньшей степени учитывает интересы небольших клубов. Также для российского футбола свойственен существенный разрыв в выручке: доходы от реализации телевизионных прав клубов, занявших первое и последнее место в РПЛ, отличаются более чем в 2,5 раза. В данной работе проанализирован опыт распределения телевизионных доходов в зарубежных чемпионатах и систематизированы различные подходы, каждый из которых обладает как преимуществами, так и недостатками. Руководствуясь проведенным обзором и лучшими практиками, предложена новая модель распределения выручки от продажи телеправ для Российской Премьер-Лиги. Среди новых критериев распределения предложены показатели, характеризующие работу клубов с болельщиками и развитие российских молодых футболистов. Результат тестового применения модели показал сокращение финансового разрыва в выручке от продажи телеправ между клубами, занявшими первое и последнее место, до 1,86 раза, что позволит усилить конкуренцию внутри чемпионата, а следовательно, обеспечить рост интереса зрителей и совокупных доходов как отдельных клубов, так и всей лиги в целом.
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss