Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
Статья посвящена результатам применения метода цепочек создания добавленной стоимости (разработанного специалистами Института исследований развития – Institute of Development Studies) к анализу конкурентоспособности предприятий трубной и мебельной промышленности России. Предприятия, производящие эти виды продукции, занимают подчиненное место в цепочках создания стоимости, первая из которых (цепочка трубной промышленности) управляется производителями сырья, а вторая (цепочка мебельной промышленности) – потребителями (оптовыми и розничными продавцами). Именно на этих этапах концентрируется наибольшая доля добавленной стоимости. Поэтому, несмотря на возможность использования российскими производителями сравнительных преимуществ, связанных с доступными природными ресурсами (железная руда, лес), российские предприятия не обладают необходимым объемом собственных ресурсов для модернизации. В свою очередь, неспецифические методы государственной поддержки (например, сравнительно низкие тарифы на услуги естественных монополий) не приносят предприятиям адекватных выигрышей, поскольку перераспределяются в пользу ведущего звена цепочки создания стоимости.