Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
В статье рассмотрено функционирование розничного рынка бензина в Санкт-Петербурге в 2002–2013 гг. Проведен теоретический и эмпирический анализ влияния дифференциации АЗС в пространстве качественных и географических характеристик на уровень розничных цен бензина. Исследование проводится на уникальной базе данных розничных цен на бензин в привязке к конкретной АЗС. Основным результатом статьи является вывод о крайне слабом влиянии географических факторов расположения АЗС (количество конкурентов в заданном радиусе, расстояние до ближайшего конкурента, расположение по направлению движения в город или из города, плотность населения в районе расположения АЗС) на розничную цену, изменчивость которой во времени в большей степени объясняется ценой на нефть, а изменчивость от одной заправки к другой – брендом АЗС, что может как свидетельствовать о существенном различии в уровнях издержек, так и являться отражением уровня качества топлива, а также набором дополнительных услуг и сервисов, которые предлагаются автомобилистам. При этом влияние некоторых характеристик (наличие кафе, магазина, мойки) на различия цен между заправками в пространстве сохраняется и при контроле за тем, к какому сетевому бренду принадлежит АЗС. Более того, факт наличия пространственной изменчивости цены, обусловленной принадлежностью к сетевому бренду, как представляется, не может быть однозначно проинтерпретирован в пользу отсутствия сговора между игроками на рынке. Дополнительным эконометрическим результатом работы являются численные оценки влияния изменений цены на нефть на розничные цены бензина на уровне отдельных сетевых брендов.