Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
В данной работе исследуется влияние тональности освещения России в международных средствах массовой информации (СМИ) на рыночный курс рубля к доллару США. В качестве источника новостей использовались данные международного новостного агентства Thomson Reuters в период с 10.01.2012 г. по 30.05.2018 г. (всего 162259 новостей о России), объеденные в пять тематических групп: бизнес, рынок, мировые события, политика и общая тематика. Для оценки тональности текстов использовался метод «мешка слов» и пяти различных словарей, а также учитывалась инерционность влияния новостного потока на поведение участников рынка. Эконометрическая методология исследования состояла из двух этапов: отбор потенциально значимых объясняющих переменных на базе метода эластичной сети и оценка параметров модели ARMAX-GARCH. В результате моделирования подтверждено, что динамика цены на нефть значимо влияет на рыночный курс рубля, в то время как косвенный инструмент денежно-кредитной политики Банка России – ставка межбанковского кредитования RUONIA – не была эффективна в изученный период. Тональность новостей, наряду с фундаментальными экономическими факторами, также оказывает систематическое влияние на курс рубля, которое, тем не менее, зависит от их тематики: наибольшее значение имеют новости бизнес-тематики, в то время как политические сообщения в СМИ не оказывают статистически значимого влияния на рыночный курс рубля. Полученные результаты потенциально применимы при прогнозировании динамики курса рубля инвесторами, Банком России, коммерческими банками, инвестиционными фондами и другими профессиональными участниками рынка.