Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
1
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Россия, Москва, пр-т Вернадского, д. 82
Реформирование сектора грузовых железнодорожных перевозок: мировой опыт и пути развития для России
Российский сектор грузовых железнодорожных перевозок, являясь одним из крупнейших в мире, играет крайне важную роль для экономики страны. По этой причине вопрос выбора оптимальной модели его устройства имеет особое значение. У России накоплен определенный опыт реформирования сектора: в начале 2000-х началась либерализация, во многом опирающаяся на европейский опыт. Хозяйственное управление железнодорожными перевозками было отделено от государственного управления, появились независимые операторы подвижного состава. Тем не менее значительная часть плана реформ не была реализована или была реализована частично. Целесообразно ли доводить этот план до завершения? Какая структура рынка является наиболее эффективной? Какие реформы способствуют развитию железнодорожных перевозок, а какие имеют скорее деструктивный эффект? Опыт каких стран следует перенимать России? Цель данной статьи заключается в поиске ответов на эти вопросы. В первой части статьи производится обзор рынков грузовых железнодорожных перевозок различных стран. В частности, рассматриваются европейские страны, а также Китай и ряд стран Северной и Южной Америк, включая США. Во второй части производится обзор зарубежных научных исследований, сравнивающих различные структуры рынка, количественно и качественно оценивающих последствия тех или иных структурных преобразований. В третьей части рассматривается история реформирования российского сектора железнодорожных перевозок и описывается его текущее состояние. В заключительной части статьи с опорой на международный опыт и результаты изученных исследований излагаются аргументы в пользу тех или иных сценариев дальнейшего реформирования сектора железнодорожных перевозок в России.