Объем и качество человеческого капитала являются важными составляющими экономического роста. Однако оценка взаимосвязи между человеческим капиталом и ростом затрудняется как многомерностью самого понятия «человеческий капитал», так и тем, что многие его характеристики труднонаблюдаемы и плохо измеримы. В исследованиях, посвященных экономическому росту, используется множество показателей, характеризующих различные аспекты человеческого капитала – такие как образование, опыт и здоровье работников. Выбор показателя во многом зависит от целей исследования, имеющихся данных и сложившихся подходов, однако его мотивы и следствия нередко остаются за кадром.
В данной работе обсуждаются показатели человеческого капитала, которые используются в макроэкономических исследованиях. Основные из них включают количественные и качественные характеристики полученного образования, оценки отдачи от образования, результаты тестирования когнитивных навыков, трудовой опыт и состояние здоровья работников. Выбор того или иного показателя отражается на различиях в оценках влияния человеческого капитала на экономический рост, лежащих в диапазоне от полного отсутствия какого-либо влияния до достаточно высокой роли человеческого капитала как фактора экономического роста. В статье рассматриваются преимущества, ограничения, а также особенности использования соответствующих показателей. В иллюстративных целях приводятся конкретные результаты исследований, полученные с использованием различных подходов к измерению человеческого капитала.