Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
В работе исследуется эффективность мер государственной поддержки малых и средних предприятий, предоставляемых в период распространения COVID-19, с точки зрения производительности фирм. Государственная поддержка, направленная на сохранение экономики во время пандемии, с одной стороны, помогла компаниям выжить в краткосрочном периоде, с другой стороны, в долгосрочном могла привести к искажающим аллокативным эффектам (особенно если меры в основном были направлены на менее производительные фирмы). В целях количественной оценки эффекта господдержки на производительность МСП за период COVID-19 в работе применяется метод контрфактической оценки воздействия. Оценивается эффект от четырех групп мер поддержки: финансовой поддержки, поддержки инноваций, имущественной или налоговой поддержки, и иных видов поддержки. В качестве результирующих показателей используются совокупная факторная производительность (СФП) фирм, рассчитываемая как остаток оцененной производственной функции, а также производительность труда. Проведенный анализ показывает, что в целом государственная поддержка, предлагаемая во время кризиса COVID-19, положительно повлияла на производительность фирм. В среднем, изначально более производительные и молодые фирмы чаще получали поддержку – т.е., по-видимому, отсутствовал искажающий эффект господдержки. Несмотря на то, что эффект господдержки был сравнительно мал, она все же сделала свой вклад в сдерживание падения совокупной производительности в 2020 г. Особенно высок был эффект от применения мер поддержки инноваций, а также налоговых мер. Эффект от применения субсидий и прочих финансовых мер оказался ниже и был более неоднозначным, от прочих мер – незначим.