Международный опыт показывает, что поступательное развитие национальной экономики неразрывно связано с успешным использованием потенциала одного из наиболее динамичных и гибких секторов – малого бизнеса. Однако для того чтобы максимально задействовать и, как следствие, увеличить экономическую отдачу, необходимо располагать значительным массивом реалистичной оперативной информации, заключающей различные аспекты и мотивации предпринимательского поведения. В рамках посткризисной конъюнктуры ее роль в социально-экономическом развитии страны возрастает в разы и подчеркивает необходимость и актуальность исследований, заключающихся в изучении и анализе делового климата.
Имеющаяся совокупность статистических данных в России, отражающих состояние малого предпринимательства преимущественно с количественной точки зрения, недостаточна не только своим охватом, но и методами оценки, что сужает возможность системного анализа происходящих изменений. В современных способах изучения и анализа рассматриваемых субъектов, к сожалению, наблюдается очевидный информационный пробел исследований, основанных на регулярных конъюнктурных опросах. Применение данного инструментария особенно значимо для экономики в сложившихся условиях как раз в силу ограниченной возможности восполнить неполноту экономической информации только посредством существующей количественной статистической практики.
В настоящей статье авторами проводится комплексный анализ делового климата, сложившегося в промышленных производствах в 2013 г. Информационной базой настоящего исследования выступили результаты выборочных конъюнктурных опросов более 2,5 тыс. субъектов малого предпринимательства в сфере промышленности (C, D, E по ОКВЭД), проведенных Федеральной службой государственной статистики в течение 2008–2013 гг.