Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
В данной статье мы анализируем отношение населения к неравенству на материале нескольких межстрановых исследований. Представления о масштабе неравенства и его допустимости сильно варьируют как внутри стран, так и между странами. Мы пытаемся связать эту вариацию с тем, как люди оценивают существующие в обществе возможности и доступные им каналы вертикального социального продвижения. Вопрос, на который мы ищем ответ, звучит так: связано ли восприятие различий в благосостоянии (т.е. отношение к неравенству) с реализацией тех возможностей восходящей мобильности, которые имеются в распоряжении индивидов? Другими словами, является ли социально-мобильное общество более толерантным к данному уровню дифференциации, чем малоподвижное (и, возможно, сегментированное)? Интуитивно это кажется очевидным, но эмпирические свидетельства пока недостаточны.
Наша ключевая гипотеза выглядит следующим образом: терпимость к неравенству положительно зависит от предыдущего опыта вертикальной социальной мобильности, включающего ее масштаб и оценку легитимности/справедливости наиболее распространенных механизмов повышения статуса. В литературе это называется «туннельным эффектом», в соответствии с формулировкой А. Хиршмана, который использовал образ «застрявших в туннеле» и ожидающих обнадеживающих сигналов о начале движения.
Возможный вклад в имеющуюся литературу связан с тем, что мы анализируем туннельный эффект на разных массивах данных, охватывающих разные страны и использующих разные определения и показатели социальной мобильности. Результаты оказываются устойчивыми к разным спецификациям в регрессионных моделях упорядоченного выбора.