|
|
2015. т. 19. №3
|
|
313–348
|
Используя панельные микроданные РМЭЗ – НИУ ВШЭ, работа анализирует основные потоки на российском рынке труда за 2000–2012 гг. Мы отмечаем высокий уровень мобильности и значительную транзитивную роль неактивности. Деление всех занятых на три большие группы показывает, что работники бюджетного сектора отличаются слабой подвижностью по сравнению с работниками рыночного сектора, а неформально занятые и экономически неактивные имеют более высокие шансы попадания в безработицу по сравнению с формально занятыми. Предложенный анализ использует несколько методологических приемов. Во-первых, строятся матрицы переходов, показывающие вероятности межстатусных перемещений. Во-вторых, индексы Шоррокса дают интегральную оценку интенсивности перемещений и позволяют представить их в межстрановом контексте. В-третьих, динамическая мультиномиальная логит-модель отвечает на вопросы об индивидуальных детерминантах межстатусной мобильности и о наличии/отсутствии зависимости от прошлых состояний на рынке труда. В-четвертых, показано, что снижение безработицы почти полностью объясняется сокращением входящих в нее потоков при стабильном по величине оттоке. Наблюдаемые интенсивность и направленность потоков хорошо согласуются с действующей в России институциональной конфигурацией рынка труда.
|
|
349–385
|
Потребительское поведение макроэкономического агента – совокупность домашних хозяйств Российской Федерации – изменяется, сближаясь с поведением населений развитых стран. Агент осуществляет покупки, используя доходы, накопления и кредиты. Оплата кредитов, связанных, в основном, с приобретением товаров и услуг длительного пользования, включая проценты, растянута во времени. Поэтому организованные сбережения населения, являющиеся предметом данного исследования, формируются под влиянием факторов, включающих условия кредитования. В отличие от классических макроэкономических исследований, в которых основным фактором, влияющим на сбережения, выступает доход, в работе предлагается моделировать сбережения в зависимости от кредитов. Доступные статистические данные систематизированы и преобразованы к виду, признанному необходимым. Разработаны три модели потребительского поведения населения Российской Федерации для 2004–2014 гг. на основе ежемесячных данных. Для построения моделей используются следующие методы: методология Энгла – Грейнджера – для оценки модели коррекции ошибками; процедура Йохансена – для оценки векторной модели коррекции ошибками, метод неподвижной точки – для оценки структурной системы уравнений для сбережений и кредитов. В качестве эндогенных и экзогенных переменных используются денежные доходы и расходы населения, его сбережения, полученные кредиты и задолженность по ним, ИПЦ, проценты по кредитам и депозитам. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии положительной краткосрочной и отрицательной долгосрочной взаимосвязи сбережений и кредитов, что согласуется с реальными данными. Полученные модели могут применяться для краткосрочного прогнозирования сбережений населения Российской Федерации, а также могут быть использованы для анализа влияния условий кредитования на сберегательную активность домашних хозяйств.
|
|
386–394
|
We consider standard monopolistic competition models in the spirit of Dixit and Stiglitz or Melitz with aggregate consumer's preferences defined by two well-known classes of utility functions – the implicitly defined Kimball utility function and the variable elasticity of substitution utility function. These two classes generalize classical constant elasticity of substitution utility function and overcome its lack of flexibility. It is shown in [Dhingra, Morrow, 2012] that for the monopolistic competition model with aggregate consumer’s preferences defined by the variable elasticity of substitution utility function the laissez-faire equilibrium is efficient (i.e. coincides with social welfare state) only for the special case of constant elasticity of substitution utility function. We prove that the constant elasticity of substitution utility function is also the only one which leads to efficient laissez-faire equilibrium in the monopolistic competition model with aggregate consumer’s preferences defined by the utility function from the Kimball class. Our main result is following: we find that in both cases a special tax on firms' output may be introduced such that market equilibrium becomes socially efficient. In both cases this tax is calculated up to an arbitrary constant, and some considerations about the «most reasonable» value of this constant are presented.
|
|
395–422
|
В России до последнего времени было предусмотрено только административное наказание за незаконную инсайдерскую торговлю, применявшееся крайне редко, и инсайдерская торговля на нашем рынке была широко распространена. В 2010 г. вступил в силу закон об инсайдерской торговле (Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), который предусматривает уголовную ответственность за ее незаконное ведение. Выявление случаев, в которых можно подозревать наличие инсайдерской торговли на российском фондовом рынке, и сравнение ее масштабов с другими странами являются актуальными, в том числе и для оценки эффектности действия принятого закона. Исследования инсайдерской торговли на развитых и развивающихся рынках показывают, что, в среднем, инсайдеры зарабатывают положительную избыточную доходность на сделках с акциями, предшествующих важным корпоративным событиям, и на развивающихся рынках эта доходность выше. Одной из разновидностей таких событий являются сделки слияний и поглощений. Прослеживается связь между жесткостью законодательства и масштабами инсайдерской торговли. Исследование проводилось на 36 сделках по слияниям и поглощениям на российском фондовом рынке, осуществленных в 2006–2013 гг. Было установлено, что в период до анонсирования сделки имеют место положительные значения средней кумулятивной избыточной доходности (ACAR), которые достигают 15,0% в день объявления о сделке. Эти значения статистически значимы со дня –12 на однопроцентном уровне значимости. На период до объявления (появления слухов) о сделке приходится две трети роста ACAR, тогда как в США – только треть. Средние избыточные объемы торгов акциями (AAV) также положительны. Резкое увеличение AAV наблюдается за последние пять дней перед сделкой. По мере приближения дня сообщения о сделке величина AAV увеличивается, достигая своего максимума (382% от уровня базового дня) за день до сообщения о сделке. Наличие положительных значений ACAR и AAV свидетельствуют о том, что на рынок поступала информация о предстоящих сделках до официального сообщения о них и даже до публичного появления слухов, т.е. о наличии инсайдерской торговли. |
|
423–456
|
В статье рассмотрено функционирование розничного рынка бензина в Санкт-Петербурге в 2002–2013 гг. Проведен теоретический и эмпирический анализ влияния дифференциации АЗС в пространстве качественных и географических характеристик на уровень розничных цен бензина. Исследование проводится на уникальной базе данных розничных цен на бензин в привязке к конкретной АЗС. Основным результатом статьи является вывод о крайне слабом влиянии географических факторов расположения АЗС (количество конкурентов в заданном радиусе, расстояние до ближайшего конкурента, расположение по направлению движения в город или из города, плотность населения в районе расположения АЗС) на розничную цену, изменчивость которой во времени в большей степени объясняется ценой на нефть, а изменчивость от одной заправки к другой – брендом АЗС, что может как свидетельствовать о существенном различии в уровнях издержек, так и являться отражением уровня качества топлива, а также набором дополнительных услуг и сервисов, которые предлагаются автомобилистам. При этом влияние некоторых характеристик (наличие кафе, магазина, мойки) на различия цен между заправками в пространстве сохраняется и при контроле за тем, к какому сетевому бренду принадлежит АЗС. Более того, факт наличия пространственной изменчивости цены, обусловленной принадлежностью к сетевому бренду, как представляется, не может быть однозначно проинтерпретирован в пользу отсутствия сговора между игроками на рынке. Дополнительным эконометрическим результатом работы являются численные оценки влияния изменений цены на нефть на розничные цены бензина на уровне отдельных сетевых брендов.
|
|
457–496
|
Мы сравниваем подходы к идентификации структурных моделей, разработанные в экономической литературе и в литературе по компьютерным наукам. Из эконометрической литературы мы рассматриваем метод инструментальных переменных, условие ранга для идентификации систем одновременных уравнений, а также различные условия для идентификации структурных векторных авторегрессий. Из литературы по компьютерным наукам мы рассматриваем результаты, полученные в рамках анализа каузальности в литературе по вероятностным моделям на графах. Большинство рассмотренных результатов переведены на два языка и представлены как на языке линейной алгебры, принятой в эконометрике, так и на языке графических каузальных моделей, популярных в компьютерных науках. Каждый из рассмотренных подходов имеет свои сравнительные преимуществаи недостатки: подход, разработанный в компьютерных науках, позволяет более гибко выбирать гипотезы о зависимости или независимости структурных шоков, а подход, разработанный в эконометрике, более гибок в работе с циклическими моделями. Мы предлагаем обобщающую процедуру идентификации, которая позволяет использовать преимущества каждого из подходов. Это не только дает возможность легко переносить результаты из одной области исследований на другую, но также достигать полной или частичной идентификации новых моделей, чего нельзя было добиться, используя ни один из рассмотренных методов в отдельности. Мы также включаем в обзор разработанные в литературе методы данно-ориентированной идентификации, когда используемые для идентификации гипотезы не только имеют теоретическое обоснование, но и могут быть частично или полностью протестированы на данных. Большинство результатов представлены в терминах линейных гауссовых моделей, однако предложенная процедура идентификации легко обобщается на нелинейные, негауссовы, и даже на непараметрические модели.
|
|
|
|
|