Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
В работе анализируются факторы, влияющие на стоимость обучения в российских государственных вузах. Цель работы – идентифицировать факторы ценообразования и измерить степень их влияния на цены платных мест обучения в бакалавриате и специалитете. Актуальность исследования обусловлена потребностью вузов в инструментарии для выработки эффективной ценовой политики с учетом имеющихся характеристик учебного заведения и внешней среды. Эмпирическую базу исследования формируют данные Мониторинга качества приема в вузы 2018 г., реализуемого НИУ ВШЭ, и Мониторинга эффективности вузов за 2018 г. Минобрнауки России. С использованием модели множественной логлинейной регрессии проанализированы более пяти тысяч наблюдений в разрезе реализуемых направлений подготовки. Ключевыми ограничениями исследования являются специфика массива данных, который не включает в себя информацию о негосударственных вузах и их филиалах, а также достаточно большой разброс качественных показателей вузов внутри укрупненных групп, обусловленный неоднородностью российского образовательного пространства. Результаты регрессионного анализа показали, что стоимость обучения в российских государственных вузах преимущественно зависит от факторов внешней среды, на которые вузы не в состоянии оказывать влияние. В частности, проявляется воздействие социально-экономического положения региона, уровня конкуренции на локальном рынке, а также объемов государственного финансирования. Отмечаются весьма ограниченные возможности вузов корректировать стратегии ценообразования. Выделяются две фундаментальные причины, обуславливающие повышенное влияние факторов среды: дефицит платежеспособного спроса на платные образовательные услуги со стороны населения и наличие двух мощных центров притяжения на фоне общей неоднородности российского образовательного пространства – Москвы и Санкт-Петербурга.