|
|
2021. т. 25. №4
|
|
515–539
|
С 2014 г. в России в рамках политики контрсанкций действует эмбарго, ограничившее часть продовольственного импорта и создавшее более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. В 2015–2018 гг. занятость в сельском хозяйстве стабилизировалась на фоне непрерывного падения в течение последних десятилетий. Закономерно возникает предположение о благоприятном влиянии контрсанкций на динамику занятости в отрасли. Для проверки этой гипотезы мы используем метод «разности в разностях» на панельных данных по регионам России за 2005–2018 гг. Мы находим, что положительный эффект санкционного периода наблюдался в 2016 г., когда численность занятых в сельском хозяйстве выросла на 3,2 п.п. Он объясняется ускоренным ростом объемов выпуска сельхозпродукции в 2015 г. и запаздыванием динамики занятости по сравнению с динамикой производства. В регионах – ключевых производителях сельхозпродукции влияние контрсанкций на аграрную занятость ниже относительно регионов – неключевых производителей в связи с преимущественно экстенсивным, в том числе по труду, развитием отрасли в последних. Дополнительно эффект контрсанкций локально проявился в 2015 г. в группе регионов со значимым присутствием агрохолдингов. Более оперативный ответ связан с большими финансовыми и технологическими возможностями холдингов. Для 2017 и 2018 гг. значимого эффекта контрсанкций не выявлено. Таким образом, контрсанкции оказали положительное, но краткосрочное влияние на занятость в сельском хозяйстве. Мы связываем краткосрочность эффекта с неопределенностью ожиданий относительно длительности санкционного периода, препятствующей притоку инвестиций в отрасль. |
|
540–559
|
Консолидация электросетевого комплекса проводится при поддержке Правительства РФ с 2014 г. Она призвана сократить количество сетевых организаций и за счет этого привести к снижению тарифной нагрузки на потребителей. Несмотря на завершение в 2017 г. первого этапа консолидации, оценка ее тарифных последствий до сих пор не проводилась. Отчасти возможность проведения такой оценки ограничена отсутствием информации о консолидации и особенностями законодательства в сфере установления тарифов на передачу электроэнергии. В статье представлен разработанный подход к оценке влияния, оказываемого консолидацией на совокупные региональные издержки на передачу электроэнергии, базирующийся на необходимости соблюдения условия субаддитивности затрат на естественно-монопольных рынках. В качестве индикаторов эффекта, оказываемого консолидацией на совокупные региональные издержки на содержание электрических сетей, предложено использовать удельные показатели операционных (подконтрольных) расходов, прочих (неподконтрольных) расходов, а также совокупных расходов сетевых организаций, участвующих в консолидации. В результате анализа данных за 2015–2020 гг. по Вологодской области, Республике Бурятия и Удмуртской Республике было выявлено, что консолидация электросетевых активов в краткосрочном периоде не привела к снижению совокупных региональных издержек на передачу электроэнергии. Это может быть как следствием отсутствия эффекта субаддитивности затрат на региональных рынках услуг по передаче электроэнергии, так и следствием особенностей государственного регулирования тарифов. Результаты консолидации в Вологодской области позволяют предположить наличие отложенного положительного эффекта от объединения электросетевых активов в среднесрочном периоде. Предложенный подход может быть использован в качестве инструмента оценки тарифных последствий как отдельных кейсов консолидации, так и при разработке мероприятий второго этапа консолидации. |
|
560–573
|
Российский сектор грузовых железнодорожных перевозок, являясь одним из крупнейших в мире, играет крайне важную роль для экономики страны. По этой причине вопрос выбора оптимальной модели его устройства имеет особое значение. У России накоплен определенный опыт реформирования сектора: в начале 2000-х началась либерализация, во многом опирающаяся на европейский опыт. Хозяйственное управление железнодорожными перевозками было отделено от государственного управления, появились независимые операторы подвижного состава. Тем не менее значительная часть плана реформ не была реализована или была реализована частично. Целесообразно ли доводить этот план до завершения? Какая структура рынка является наиболее эффективной? Какие реформы способствуют развитию железнодорожных перевозок, а какие имеют скорее деструктивный эффект? Опыт каких стран следует перенимать России? Цель данной статьи заключается в поиске ответов на эти вопросы. В первой части статьи производится обзор рынков грузовых железнодорожных перевозок различных стран. В частности, рассматриваются европейские страны, а также Китай и ряд стран Северной и Южной Америк, включая США. Во второй части производится обзор зарубежных научных исследований, сравнивающих различные структуры рынка, количественно и качественно оценивающих последствия тех или иных структурных преобразований. В третьей части рассматривается история реформирования российского сектора железнодорожных перевозок и описывается его текущее состояние. В заключительной части статьи с опорой на международный опыт и результаты изученных исследований излагаются аргументы в пользу тех или иных сценариев дальнейшего реформирования сектора железнодорожных перевозок в России. |
|
574–594
|
Аукционы считаются лучшим механизмом для эффективного распределения благ, и теория аукционов называется триумфом экономической науки. Однако не существует универсального формата аукциона, и каждый случай требует особого подхода. В этой работе мы изучим крабовый аукцион 2019 г., принесший государству 142 млрд руб. и ставший крупнейшим за всю историю России. Мы опишем формат этого аукциона и сравним его с альтернативными форматами. В аукционе все лоты продавались раздельно (на торги за каждый из 40 лотов надо было заявляться и платить отдельный залог) и последовательно (торги за каждый лот начинались после окончания торгов за предыдущий). В качестве альтернативы мы рассматриваем единый формат (платить залог надо не за каждый лот в отдельности, а по числу желаемых лотов) и параллельный формат (все торги проходят и завершаются одновременно). В качестве критериев сравнения мы используем (1) эффективность аукциона – распределение лотов среди участников с наибольшей ценностью, (2) выручку аукциониста и (3) манипулируемость – способность участника выиграть за счет использования изощренных стратегий. (1) и (2) – это стандартные критерии сравнения аукционов, а (3) предлагается нами как новый способ оценить устойчивость аукциона к нежелательному стратегическому поведению участников – лоббизму, шпионажу, сговору. Для оценки манипулируемости мы сперва определяем так называемые простые стратегии – повышение ставки вплоть до своей ценности (аналогично правдивому поведению в прямых механизмах) и затем оцениваем сожаление как цену следования простой стратегии вместо использования оптимальной (изощренной) стратегии. Чем выше это сожаление, тем более манипулируемым является аукцион. Мы рекомендуем использовать единый параллельный формат, который обладает несколькими преимуществами по сравнению с форматом аукциона 2019 г.: он увеличивает эффективность распределения ресурсов, уменьшает выгоду от стратегических манипуляций и более устойчив к неправильному выбору резервной цены. |
|
595–609
|
Республика Беларусь является одним из основных экономических партнеров России, входя вместе с последней в Евразийский экономический союз. В связи с этим важно оценивать изменения, происходящие в этой стране, в том числе и с точки зрения экспортной диверсификации и экономического усложнения. В настоящей работе оцениваются результаты этих процессов, достигнутые белорусской экономикой за период с 1993 по 2018 гг. Полученные оценки указывают на увеличение уровня сложности отраслевой структуры в Республике Беларусь после завершения трансформационного спада 1990-х годов. Однако в последующем экономика этой страны характеризовалась медленным увеличением уровня экономической сложности. Кроме того, более сложные белорусские товары преимущественно направляются в несколько стран, входящих в число бывших республик СССР. На это указывают показатели экономической сложности, составленные таким образом, чтобы учитывать географическую структуру экспорта той или иной страны. Предполагается, что структура экспорта, отличающаяся высокой географической концентрацией более сложных товаров на рынках нескольких небогатых экономик, может быть связана с недостаточной конкурентоспособностью соответствующих товаров. Сценарии развития белорусского экспорта, которые могут способствовать изменению сложившейся экспортной структуры, заключаются в более масштабном привлечении прямых иностранных инвестиций и связанных с ними технологий, которые позволят стандартизировать более сложные товары таким образом, чтобы получить доступ на рынки большего числа стран, в том числе и с высоким уровнем дохода, и таким образом расширить географию белорусского экспорта. |
|
610–627
|
This present article contributes to the literature on country classification by investigating the pattern of government expenditure across countries. Here we adopt a k-means clustering technique on indicators reflecting the actual situation of government expenditures. The variables used for the classification include GNI per capita, government effectiveness, subsidies, and other transfers, compensation of employees, goods and services expense. After implementing the unsupervised classification technique, four clusters of countries were selected. We have identified variables that vary less within a particular cluster, though the variation is higher between clusters. Our algorithm allows dropping those variables which are less relevant for identifying the clusters. By allowing for multi-criteria similarities in the classification, the possibility of sourcing differences in government expenditure and economic growth across countries could be enhanced. Also, our proposed method helps to study the nature and characteristics of each cluster and thereby describe the clusters in terms of the variables involved. The homogeneous clusters of countries that are being observed are likely to help future public expenditure-related research. Our study can help establish a relationship between government expenditure and economic growth in the future. |
|
628–638
|
Education is a crucial aspect of the worldwide reaction to climate change. It aids younger generation realize and approach the effect of global warming, inspires changes in their points of view and comportment and aids them adjust to climate change-similar tendency. This paper develops a two-period overlapping-generations model featuring taxing revenues to finance education and environmental externalities, and studies how an uniform tax rate on both labour income and interests on savings, affects the capital accumulation and the quality of the environment. How does public spending on education affect the environment? We analyze this question by studying the comparative static analysis at the stable steady state equilibrium. Under this framework, results show that public spending on education leads from one hand to capital decreasing and from the other hand has an effect on the environmental quality and this effect depends on the share of human capital in production. In particular, there is a critical proportion of the share of human capital equal to 0,14 above which public spending on education influence negatively the environment, and below which the tax rate reacts inversely with a positive impact on the quality of the environment. |
|
|
|
|