Редакция 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, НИУ ВШЭ, каб. 404. Тел.: (495) 772-95-90 доб. 11874. e-mail: redact@hse.ru
Издатель и распространитель 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, Издательский дом Высшей школы экономики. Тел: (495) 772-95-90 доб. 15298; e-mail: id.hse@mail.ru
В настоящей работе рассматривается опыт применения гедонического метода при построении ценовых индексов, скорректированных на изменение уровня качества товаров, представленных на российском рынке. В первой части работы приведен обзор ряда зарубежных работ, посвященных применению метода к различным группам товаров. Также показаны примеры практического применения метода в работе Бюро статистики труда США (BLS), Бюро переписи населения (Census Bureau) и Бюро экономического анализа США (BEA).
Во второй части работы приведен пример применения гедонического подхода к российским данным на основе информации о ценах и характеристиках мобильных телефонов по данным портала «Яндекс.Маркет» в период с июля 2019 г. по сентябрь 2021 г. Показано, что гедонический метод применим в российских условиях и подтверждает статистически значимые различия между наблюдаемым изменением цен и оцененными скорректированными индексами. Тем не менее отсутствие необходимой статистической информации не дает возможности провести коррекцию на качество товаров официальных индексов цен.