|
|
2022. т. 26. №3
|
|
343–374
|
Суть человеческого капитала сводится к тому, что люди знают и умеют, т.е. к производительным навыкам. Данная работа посвящена изучению спроса на различные профессиональные и социальные навыки. Структура экономики отражается в структуре рабочих мест и в спросе на навыки со стороны работодателей. Однако анализ спроса на навыки затруднен тем, что он плохо наблюдаем с помощью традиционных источников информации. В данном исследовании мы получаем ее из объявлений об открытых вакансиях, опубликованных на сайте одной из ведущих российских интернет-площадок поиска работы в течение 2019–2020 гг. Всего в нашу выборку вошли 3,5 млн вакансий, содержащих эксплицитное перечисление навыков, требуемых от кандидатов на работу. Мы отбираем навыки из текстов объявлений, исходя из указанных ключевых слов и классифицируем их в несколько групп. Далее мы ранжируем агрегированные навыки по частоте и анализируем их распространенность, в том числе с учетом того, как они дополняют друг друга и складываются в сложные пучки. Затем мы регрессируем заработную плату на полученные группы навыков и на ряд контрольных переменных для определения денежной «премии» за каждый навык и за их комбинации. Многие навыки являются комплементарными, и их сочетание значимо увеличивает величину вознаграждения. Результаты показывают, что на российском рынке наиболее востребованы социальные и клиентоориентированные навыки, а также умения, связанные с профессиями средней квалификации, что отчасти демонстрирует достаточно простую структуру рабочих мест. |
|
375–403
|
The paper analyzes the impact of provider altruism and motivation on the out comes of pay-for-performance reimbursement in healthcare, where a fixed price contract on quantity is supplemented with a relative performance contract on quailty. We develop a theoretical model which forecasts the crowding out of most altruistic providers. Using the example of Medicare’s nationwide natural experiment with a relative performance contract on quality (the data for 3000 acute care hospitals in 2004–2017, with the incentives contract implemented since 2013), we conduct an empirical test of the model predictions. We assume that altruism is heterogeneous across hospitals and the values of altruism in each hospital are higher for quality measures which are strongly associated with the patient’s benefit. The analysis employs dynamic panel data estimations to account for «habit-formation» and we exclude pre-reform and post-reform «regression-to-the-mean» effects by modeling the time-dependent long-term mean as a function of hospital characteristics. We focus on highest-quality hospitals and discover a deterioration of quality measures, which may be linked to the patient’s benefit (communication of patients with medical personnel and ability to receive help promptly). It may be interpreted as an illustration of the fact that relative performance incentive contracts may be associated with crowding altruistic providers out of the healthcare market. |
|
404–428
|
До 1980-х годов отрасль электроэнергетики была, как правило, организована в виде вертикально интегрированных монополий. Совокупность технологических, экономических и идеологических предпосылок привела к тому, что начиная с 1980–1990-х годов рыночные реформы электроэнергетики стали мировой нормой. Ожидалось, что введение рыночных отношений в отрасль приведет к повышению эффективности ее работы и к росту общественного благосостояния. Однако на практике реформы часто сопровождались проблемами на всех этапах их проведения, а оценки результатов реформ в странах мира не всегда дают однозначную картину их успеха. В статье обобщается опыт реформирования электроэнергетики с точки зрения сопоставления ожидаемых из теоретических соображений результатов с возникающими в процессе реформирования проблемами и практическими результатами реформ. Мы проанализировали большой пласт литературы, исследовавшей результаты рыночных реформ электроэнергетики в целом или их отдельных этапов в разных странах и на разных стадиях завершенности реформ. Исследования показывают, что для повышения общественного благосостояния в результате реформы необходимо обеспечить эффективную и гибкую регуляторную политику в постреформенной отрасли. Один из наиболее проблемных моментов реформ – необходимость обеспечить привлечение в электроэнергетику долгосрочных инвестиций в объемах, достаточных для обеспечения надежного функционирования всех сегментов отрасли в новых условиях. Еще одна часто возникающая проблема – распределение выгод от реформы, значительная часть которых достается компаниям отрасли и государству, тогда как до потребителей выгоды часто не доходят. Важный вывод нашей работы состоит в том, что нет однозначных аргументов в пользу устранения государства от участия в работе электроэнергетики даже после введения рыночных принципов в ее отдельных сегментах. |
|
429–449
|
В настоящей работе рассматривается опыт применения гедонического метода при построении ценовых индексов, скорректированных на изменение уровня качества товаров, представленных на российском рынке. В первой части работы приведен обзор ряда зарубежных работ, посвященных применению метода к различным группам товаров. Также показаны примеры практического применения метода в работе Бюро статистики труда США (BLS), Бюро переписи населения (Census Bureau) и Бюро экономического анализа США (BEA). Во второй части работы приведен пример применения гедонического подхода к российским данным на основе информации о ценах и характеристиках мобильных телефонов по данным портала «Яндекс.Маркет» в период с июля 2019 г. по сентябрь 2021 г. Показано, что гедонический метод применим в российских условиях и подтверждает статистически значимые различия между наблюдаемым изменением цен и оцененными скорректированными индексами. Тем не менее отсутствие необходимой статистической информации не дает возможности провести коррекцию на качество товаров официальных индексов цен. |
|
450–474
|
Прибыльность и устойчивость банка в долгосрочной перспективе во многом определяется качеством его управления. Признанием важности этого фактора является, например, его включение в качестве одной из компонент в рейтинговую систему CAMELS, которая до сих пор не утратила своей популярности. Вместе с тем прямая количественная оценка качества управления слабо формализована и до сих пор представляет собой серьезную творческую задачу. В связи с этим приобрела популярность косвенная оценка этого фактора, основанная на оболочечном анализе данных (DEA). Он позволяет построить производственную границу для организаций, реализующих технологический процесс, на вход которого поступает несколько видов ресурсов, и продукт также является многомерной величиной. Расстояние от точки, представляющей организацию, до производственной границы определяет величину ее неэффективности и может рассматриваться в качестве метрики, характеризующей качество управления. Спецификация модели DEA – выбор входных и выходных показателей – отражает определение экспертом понятия эффективности организации и существенно влияет на величину ее оценки. Различные спецификации могут приводить к противоречивым оценкам эффективности и, следовательно, качества управления. В данном исследовании для фиксированного множества потенциальных входов и выходов строится оценка общей эффективности банков, которая аккумулирует свойства частных оценок, полученных для конкретных спецификаций моделей DEA. Рост величины этой оценки сопряжен с ростом величин оценок частных эффективностей и наоборот. Таким образом, полученная метрика может выступать в качестве оценки качества менеджмента банков для множества возможных определений их эффективности. Метрика общей эффективности позволяет ранжировать банки вне зависимости от конкретной спецификации модели DEA даже на производственной границе, где все банки имеют одну максимальную величину эффективности. Также в исследовании получены дополнительные метрики, позволяющие проанализировать стратегию повышения эффективности (качества управления) для каждого банка. Каждая метрика соответствует той или иной уникальной стратегии. Глубина анализа определяется количеством вариантов потенциальных спецификаций моделей DEA и количеством вводимых дополнительных метрик. Используя эти метрики, можно получить ответ на вопрос, как именно тот или иной банк достиг текущего уровня общей эффективности. Авторы предлагают также метод сравнения различных моделей DEA на основе анализа связи соответствующей частной эффективности с метриками общей эффективности и метриками стратегий ее повышения. Количественные результаты получены для выборки открытой отчетности средних российских банков, завершивших отчетный период без потерь. |
|
475–486
|
Many studies have agreed that innovation leads to product and process improvements, allows firms to grow more quickly, be more efficient, and ultimately be more profitable than non-innovators. In this study, we explore the impact of innovation (including product innovation, process innovation, organizational innovation, and marketing innovation) on firms’ financial performance and employees’ wages in Vietnamese agricultural firms. We take a survey from 257 agricultural firms in Vietnam and analyze our dataset with the Bayesian multiple regression approach. Our results show that product, process, and marketing innovations positively affect firms’ financial performance, while organizational innovation contributes positively to an increase in average labor wage. These results give some inside implications for firms and the government in distributing resources efficiently for promoting different aspects of innovation. |
|
|
|
|