|
|
2021. т. 25. №3
|
|
359–378
|
This paper analyzes economic inequalities in the access to such assets for remote learning as internet connection and personal computers at home in BRICS countries among young students (15–24 уears old). It is acknowledged that such household possessions as the internet and personal computer obtain a new role during the COVID-19 pandemic when the educational institutions are closed and in-person classroom instruction is disrupted. Data from household surveys collected from 2015 to 2019 show sharp differences between and within BRICS countries regarding access to these assets for remote learning. In addition to between-country inequalities, the analysis suggests that within-country disparities are also staggering, especially regarding an area of residence and wealth quintile groups, putting at risk the education of youth from most impoverished and rural backgrounds. Econometric application of concentration curves and estimation of concentration indices reveals household wealth as an essential driver of economic inequality in the access to remote learning amongst young students in BRICS countries, highlighting the critical degree of inequality in India and South Africa. The findings suggest that the more universal the access to remote learning is, the less economic inequality is observed in accessing remote learning modalities. In other words, policy implications aimed at expanding digital infrastructure could help ensure that young women and men are not falling behind in receiving a quality education, gaining relevant skills, and accessing decent employment opportunities. For BRICS countries to transform their economies and lead innovations, a digitally literate future workforce is critical, with access to digital resources being a first step towards achieving this. Inequalities in access to these tools show that BRICS countries have more to do before all youth can be connected and participate in a digital economy. |
|
379–402
|
В работе анализируются факторы, влияющие на стоимость обучения в российских государственных вузах. Цель работы – идентифицировать факторы ценообразования и измерить степень их влияния на цены платных мест обучения в бакалавриате и специалитете. Актуальность исследования обусловлена потребностью вузов в инструментарии для выработки эффективной ценовой политики с учетом имеющихся характеристик учебного заведения и внешней среды. Эмпирическую базу исследования формируют данные Мониторинга качества приема в вузы 2018 г., реализуемого НИУ ВШЭ, и Мониторинга эффективности вузов за 2018 г. Минобрнауки России. С использованием модели множественной логлинейной регрессии проанализированы более пяти тысяч наблюдений в разрезе реализуемых направлений подготовки. Ключевыми ограничениями исследования являются специфика массива данных, который не включает в себя информацию о негосударственных вузах и их филиалах, а также достаточно большой разброс качественных показателей вузов внутри укрупненных групп, обусловленный неоднородностью российского образовательного пространства. Результаты регрессионного анализа показали, что стоимость обучения в российских государственных вузах преимущественно зависит от факторов внешней среды, на которые вузы не в состоянии оказывать влияние. В частности, проявляется воздействие социально-экономического положения региона, уровня конкуренции на локальном рынке, а также объемов государственного финансирования. Отмечаются весьма ограниченные возможности вузов корректировать стратегии ценообразования. Выделяются две фундаментальные причины, обуславливающие повышенное влияние факторов среды: дефицит платежеспособного спроса на платные образовательные услуги со стороны населения и наличие двух мощных центров притяжения на фоне общей неоднородности российского образовательного пространства – Москвы и Санкт-Петербурга. |
|
403–422
|
This paper presents new estimates of the returns to education in the Russian Federation using data from 1994 to 2018. Russia is a highly educated country,and the level schooling continues to increase. More than one-third of the labor force possesses a post-secondary qualification. Our analysis confirms previous studies showing a growth in the overall returns to schooling during the post-transition period. Although the returns to schooling increased for a time, they are now much lower than the global average. Private returns to education are three times greater for higher education compared with vocational education, and the returns to education for females are higher than for males. Returns for females show an inverse U-shaped curve over the past two decades. To control for endogeneity, we also present the estimates of the returns to schooling using instrumental variables, namely, parental socio-economic status and regional dummies. The causal estimates present a much higher rate of return, at 14 percent for females and 8 percent for males. Female education is a policy priority and there is a need to investigate the labor market relevance of vocational education. Higher education may have reached an expansion limit, and it may be necessary to investigate options for increasing the productivity of schooling. |
|
423–451
|
Цель нашего исследования – оценить влияние раскрытия компаниями вопросов корпоративной социальной ответственности (КСО) в годовой нефинансовой отчетности отечественных компаний на их котировки акций. Методология исследования включает панельную регрессию, текстовый анализ и анализ количественных показателей раскрытия информации по социальной, экологической и институциональной наполняемости годовой отчетности компаний. В рамках данного исследования был составлен словарь по оценке показателей КСО на основе международных стандартов и оформлен в виде библиотеки R. Эмпирическая база исследования включала данные 16 российских крупных листинговых компаний с 2014 г. по 2018 г., капитализация которых составляет более 60,2% капитализации российского рынка акций. Результаты нашего исследования показали, что показатели КСО оказывают влияние на цену акций компании, на основе количественного анализа были выделены: три социальных показателя (коэффициент травматизма с временной потерей трудоспособности и расходы на спонсорство (спортивные проекты)), шесть институциональных показателей (продолжительность работы членов в Совете директоров (менее трех лет и от двух до пяти лет), состав независимых и неисполнительных директоров, общая сумма вознаграждения Совета директоров и руководителя) и два экологических показателя (выбросы в атмосферу загрязняющих веществ и общий объем сброса сточных вод). На основе текстового анализа было выявлено, что на цену акций влияет более полное раскрытие социальных вопросов и раскрытие информации по экологии и институциональной сфере. Анализ текстовых характеристик показал, что из выборки эмоционально окрашенных слов наибольшее влияние оказали сильно негативные слова; отрицательное влияние на цену акции оказывают абсолютное количество слов и средняя длина слова в тексте годовых отчетов. Разработанный в рамках данного исследования авторский словарь и выявленные показатели, раскрытие которых влияет на цену акций компании, имеют не только теоретическую, но и, в большей степени, практическую значимость для топ-менеджеров компаний и сотрудников, занимающихся написанием отчетов об устойчивом развитии и годовых отчетов, а также они могут быть использованы в дальнейших исследованиях по теме влияния нефинансовой информации на цену акций. |
|
452–477
|
В статье представлена оценка последствий введения Европейским союзом трансграничного углеродного регулирования (ТУР) для экономики России. Концепция трансграничного углеродного регулирования, которая в настоящее время активно обсуждается и утверждается властями Европейского союза в контексте борьбы с изменением климата, будет представлять из себя платеж за импорт на территорию Европейского союза товаров, производство которых сопряжено с выбросами парниковых газов. Поскольку Европейский союз является одним из важнейших направлений российского экспорта, введение этого механизма может оказать значительное влияние на прибыль российских экспортеров и соответственно на российскую экономику в целом. В работе представлены результаты расчетов потерь российской экономики от введения ТУР с учетом различных вариантов расширения данного механизма на большее количество товаров и охвата выбросов. Оцениваются как прямые платежи в связи с необходимостью оплаты трансграничного углеродного сбора, так и общие потери российской экономики, связанные с межотраслевыми эффектами от введения ТУР. Расчет платежей основан на данных об углеродоемкости российской продукции и приводит к оценкам в диапазоне от 50,0 млрд евро до 72,3 млрд евро за период 2026–2035 гг. Расчет общеэкономических (косвенных) потерь основан на таблицах ресурсов и использования и позволяет оценить на отраслевом уровне эффекты, связанные с ростом цен на промежуточные товары, попадающие под ТУР, а также эффекты, связанные со снижением объемов производства товаров, напрямую не попадающих под ТУР, но используемых в цепочках производства тех товаров, которые попадут под ТУР. |
|
478–503
|
Понимание особенностей ценообразования фирм на микроуровне является важнейшим аспектом проведения эффективной денежно-кредитной политики. В настоящем исследовании реализован подход прямого опроса топ-менеджмента предприятий о ключевых практиках в ценообразовании, проведенного Центром социологических исследований Института общественных наук РАНХиГС в 2020 г. В соответствии с полученными результатами чаще всего фирмы из исследуемой выборки устанавливают цены самостоятельно, и основным принципом ценообразования является установление надбавки к издержкам. Высокая доля респондентов (47%) придерживается строгой регулярности в пересмотрах цен, что может вносить вклад в инерционность инфляции на макроуровне. Частота пересмотра цен медианной фирмы – ежемесячная, при этом фирмы из торговли и строительства, крупные фирмы, а также фирмы с количеством прямых конкурентов свыше 20 пересматривают цены чаще прочих фирм. Главным мотивом к установлению новых цен является изменение издержек. Важную роль в объяснении жесткости цен играет существование контрактов с клиентами. Выявлена асимметрия в реакции цен на шоки разной природы и направленности, а также рассмотрены факторы этой асимметрии. |
|
|
|
|